Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Новости17 января 2011 12:18

В петербургских компаниях выясняют отношения с помощью «черных списков»

Далеко не каждому перечню неблагонадежных работодателей и сотрудников можно доверять
Источник:kp.ru

Орудие мести

Черные списки ненадежных работников и работодателей в Петербурге появились давно. Сегодня их составляют все, кому не лень, но далеко не всегда информация, размещенная в них, соответствует действительности. По словам специалистов, в таких списках могут находиться как правдивые данные, так и полная ложь.

- Чаще всего «черные списки» встречаются в предприятиях бытового обслуживания – кафе, ресторанах, агентствах по подбору персонала, организации торжеств, агентствах недвижимости, - говорит специалист по связям с общественностью рекрутинговой компании Анастасия Молохова. – В силу специфики работы и системы оплаты там большая кадровая текучка и всегда найдутся недовольные.

Но не стоит слепо доверять опубликованной в интернете информации. Всегда найдутся люди, которые используют любую возможность отомстить строптивому сотруднику или несговорчивому начальнику.

- Данные в списках не всегда могут совпадать с реальным, и не только из-за мстительности составителей - соглашается Роман Громушкин. – Например, иногда встречаются слишком субъективные оценки. Бывает, что в списках находятся полные тезки добропорядочных людей. Да и устаревшей информации хватает.

Насколько хватит совести

Все существующие списки - частные проекты компаний или энтузиастов-одиночек. Насколько достоверные в них данные, зависит от создателей, так как модераторы не проверяют правдивость публикуемой информации. Поэтому, если компания дорожит своей репутацией, то она перепроверяет все сведения, поступившие к ней от партнеров по бизнесу. И никогда не публикует «черные списки» в открытом доступе.

- Вывешивать такие списки в открытом доступе некорректно, так как в них много не подтвержденной или обидной информации, - считает директор агентства «Семейный Сервис» Марина Панова. - Дело в том, что в списки могут попасть и люди профнепригодные, и те на кого пало подозрение, может быть и необоснованное. Например, есть люди, которые не понимают специфики работы, их бесполезно трудоустраивать к частным лицам, они непременно что-нибудь «учудят», некриминальное, но неприятное хозяевам.

Спорный вопрос

С появлением «черных списков» появились и споры об их правомерности.

- Если не существует решения суда, в отношении указанных в списках лиц, по которому они официально считаются, например, ворами, мошенниками или психически неадекватными людьми, никто не имеет права публично так их называть, - говорит юрист, член Международной коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Георгий Лачовский. – С другой стороны пострадавшему лицу будет непросто отстоять свое честное имя, так как подобные перечни могут считаться внутренними документами компании, а у каждого работодателя может быть свое мнение.

Кстати, дискуссии о работодателях и соискателях активно развиваются в социальных сетях и блогах. И сейчас это, пожалуй, одна из самых адекватных возможностей выяснить достоверную информацию о компании-работодателе или соискателе вакантной должности.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Черные списки» – черный пиар

Марина Милютина, юрист Центра трудовых прав

- Бытует мнение, что погоду на рынке труда делает работодатель. Собирающихся поменять работу пугают историями о том, что если они уйдут «некрасиво», то есть свяжутся с судами, то так и будут прозябать всю оставшуюся жизнь, потому что попадут в «черный список». К нам часто обращаются работники, которые признаются, что бояться отстаивать свои права, потому что их угрожают внести в эти самые «черные списки». Причем, зачастую подобные угрозы идут от известных, крупных компаний. Так вот хочу сказать: мы отслеживаем карьеру людей, обратившихся к нам за консультацией перед увольнением и прошедших через суд. Как правило, они находят работу, перспективнее прежней. Возможно, человек стал внимательнее при заключении трудовых контрактов, или у него повысилась самооценка. А вот такого, чтобы конфликтный сотрудник годами не мог найти работу – я не припомню.