Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Спорт13 марта 2008 22:00

Экс-президент РФС Вячеслав Колосков: «С должности меня снимали ребята с автоматами!»

Отрывки из книги под символическим названием «В игре и вне игры» мы предлагаем нашим читателям.
Источник:kp.ru

Сегодня стартует чемпионат России по футболу. А накануне в издательстве «Детектив-пресс» вышла в свет книга Вячеслава Колоскова - человека, который долгие годы был фигурой номер один в отечественном футболе. Отрывки из книги под символическим названием «В игре и вне игры» мы предлагаем нашим читателям.

Евро-96 испортили борщом

Романцев принял сборную без лишних уговоров и стал готовить ее к чемпионату Европы в Англии в 1996 году. Подгруппа же на самом чемпионате оказалась не из легких. Мы не одержали ни одной победы и бесславно завершили очередной свой турнир.

С игроками сборной Олег Иванович общался только на поле. В целом он был нелюдимым, у себя никого не принимал. Тренеров приглашал только непосредственно перед игрой, чтобы дать установки. Он даже никогда не ходил в столовую обедать - еду носили в номер. Именно этим я объясняю то, что даже в день игры питание футболистов не соответствовало научным рекомендациям. Это я видел сам в Тарасовке, где команда проводила сборы. Повариха ставила на стол украинский борщ с салом, после которого неделю тренироваться невозможно, не то что играть! Пришлось самому поговорить с поваром, с врачом команды Васильковым. Вроде поняли. Но в Англии была та же повариха, тот же борщ, то же мясо с макаронами.

Настораживали слухи, что Романцев уединяется не только из-за своей нелюдимости. Нужный тонус он якобы поддерживал при помощи бутылки. На эту тему с ним надо было обязательно объясниться. Но после неудачи в Англии Олег Иванович заявил об уходе со своего поста.

Последняя капля Романцева

Во время второго пришествия Романцева в сборную наши отношения были сугубо деловыми. Не могу не признать, что я относился к нему с некоторым недоверием. Он это, видно, чувствовал. И тем не менее я не ожидал, что главный тренер перейдет к публичным уколам. Команда в то время находилась на сборах в Бору. Я сидел дома у телевизора, и вдруг в спортивных новостях на экране появляется Леонид Трахтенберг, пресс-атташе команды. Перед ним - вещевая коробка, он вытаскивает из нее тренировочные носки, вопрошает: «Что это у нас за Федерация футбола? Она не может решить даже бытовые вопросы. Вот снабдила игроков носками тридцать пятого размера. Это неуважение к футболистам!»

На самом деле мы тогда вместе с экипировкой для футболистов смогли приобрести носки для их детей и жен. Так и доставили на базу: две коробки для игроков и одну для их семей. Я связался с Трахтенбергом:

- Леонид, как это понимать? Ты что, пригласил телевизионщиков специально для того, чтобы пороть им такую чушь? Или и вправду никто в другие коробки не заглядывал?

Он начал извиняться:

- Я человек подневольный, Вячеслав Иванович, и поверьте, не я инициатор...

С Романцевым я не стал выяснять отношения. Приближалась дата отъезда в Японию.

...Несмотря на все усилия, мы не вышли из подгруппы, которая считалась слабейшей. После проигрыша бельгийцам на мой вопрос Олег Иванович ответил:

- Проиграли потому, что проиграли, и все!..

Наутро я поехал в команду, чтобы помочь решить организационные вопросы: финансирование, дату отъезда. Романцев был не в подпитии, он был просто пьян! Я попросил его собрать команду, но он с вызовом ответил:

- На собрание не пойду! Я уже не тренер.

Говорить с ним о чем-то еще было бесполезно, ребят собрал М. Гершкович.

На встрече с руководителем Спорткомитета России Вячеславом Александровичем Фетисовым я даже не начал еще говорить о «японской эпопее» тренера, как он, уже наслышанный о поведении Романцева, сказал примерно следующее: пьяницам не место в большом спорте. Можно даже Исполкома не ждать, освобождайте его от должности!

Исполком РФС все же собрался. Я привык все делать как положено. Но Романцев на него не явился.

Португальский кошмар

В 2004 году, сам того почти не ожидая, я был переизбран президентом РФС. После выборов один мой хороший товарищ сказал: «Теперь ты в центре мишени и прекрасно виден для стрелков. Как только дадут отмашку...» Отмашку дали, когда в отборочном цикле мирового чемпионата мы проиграли португальцам со счетом 1:7 и Ярцев, даже не дожидаясь конца игры, убежал со скамейки тренеров. Справедливости ради хочу сказать, что Георгий Александрович, возглавив команду, работал все время в состоянии цейтнота. Ему некогда было отдышаться, оглядеться, и он просто не выдержал такого темпа. Не знаю, как в таких условиях повели бы себя другие, но, так или иначе, бежать с поля боя, бросив команду, Ярцеву было нельзя.

За разгромное поражение нас ругали болельщики, пресса, политики. Поначалу доставалось Ярцеву, игрокам, но очень скоро акцент критики был скорректирован, и виноватой во всем объявили Федерацию футбола во главе с Колосковым.

Маски-шоу

Когда начали готовить выборную конференцию (решение об отставке Колоскова уже приняли в Кремле, место президента РФС должен был занять Виталий Мутко. - Ред.), я стал замечать, что каждый мой шаг кем-то отслеживается, контролируется. Поначалу думал, что мои подозрения - издержки нервного перенапряжения, игра болезненного воображения. Но один мой товарищ, имя которого не хочу называть, предупредил:

- Иванович, ты порой откровенничаешь в разговорах. Знай, что каждое твое слово, даже когда ты его произносишь по телефону и в своем кабинете, становится известным твоим недоброжелателям.

- Не хочется в это верить.

- Но это так!

И тут я на свой страх и риск решился на проведение эксперимента. На следующий день собрал бюро и произнес заведомо крамольную речь. Мол, хочу затянуть вопрос с конференцией и вообще предполагаю, что победа ставленника власти на ней - совсем не очевидный факт.

Утром следующего дня еще до моего прихода на работу в Спорткомитет нагрянули крепкие ребята с автоматами, с закрытыми лицами. Их сопровождали телевизионщики. Первым делом они ворвались в кабинет к Тукманову, потом в мой. Арестовали всю документацию, опечатали сейфы, забрали телефонные и записные книжки. Никаких объяснений со стороны правоохранительных органов не последовало.

Этот акт устрашения только разозлил меня. Я собрал руководство РФС и специально повторил почти слово в слово то, что говорил на бюро. Для людей сведущих мои слова звучали странно - ведь вопрос об избрании президентом РФС В. Мутко не подлежал сомнению.

Уже следующим утром, за день до Исполкома, мне вручили повестку: «Вам надлежит прибыть к 11 часам в ДЭБ МВД России к сотруднику Семенову по адресу... для дачи объяснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации».

В выступлении на внеочередной конференции я объявил о досрочном прекращении своих полномочий...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Вячеслав Иванович КОЛОСКОВ родился 15 июня 1941 года в Москве. Выступал за команды «Крылья Советов» (Москва), «Труд» (Ногинск). Работал преподавателем кафедры футбола и хоккея ГЦОЛИФК. Профессор, кандидат педагогических наук.

С 1979 года - начальник Управления футбола, а с 1987 года - начальник Управления футбола и хоккея Спорткомитета СССР. С 1992 по 2005 год - президент РФС. Член Исполкома УЕФА. Сегодня - почетный президент Российского футбольного союза.

Жена Татьяна Григорьевна Колоскова - заместитель генерального директора Исторического музея, кандидат исторических наук.