Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество22 сентября 2004 16:40

«Мама, учитель меня не любит!»

Продолжаем разговор о том, что важнее в школе - любой ценой нагружать детей знаниями либо создать теплую, семейную атмосферу
Источник:kp.ru

В выпуске «Педсовета» 1 июля мы опубликовали материал «Десятиклассник умер из-за двойки?». Напомним, Али Гитинов учился в московской школе № 1162. Мальчика не стало за несколько дней до школьных каникул - оторвавшийся тромб закупорил артерию... Его родители уверены: если бы не нервная обстановка в школе, несчастья бы не случилось. Они и попросили нас вернуться к этой больной теме.

- Сына уже не вернешь, но в этой школе учатся и другие дети. И им плохо! - кусая губы, рассказывает Екатерина Гитинова. - Али никак не мог найти общий язык с учителями. Но ведь не только он. Лишь за первое полугодие прошлого учебного года из школы ушли 12 одноклассников мальчика. Неспроста посредине учебного года ребята забирают документы.

...Очень уютная и чистенькая школа № 1162 вторым домом для многих детей так и не стала. Незадолго до смерти Али рассказал родителям про случай на уроке биологии. Он начертил генеалогическое древо на тетрадном листке, а учительница швырнула при всем классе работу ученику в лицо: «Сделай на ватмане!» После этого парень целую неделю не ходил в школу.

- Мои дети тоже пропускали уроки, - считает мама одноклассника Али Марина Карпова. - Как-то я не успела купить тетрадь по английскому сыну-пятикласснику. И учительница поставила Виталику за это двойку. Он расстроился и целый месяц уроки английского прогуливал.

А у дочки Марины Карповой не сложились отношения с учителем математики. Дошло до того, что Аня заявляла маме: «Будешь заставлять ходить на уроки - выброшусь из окна...»

По мнению многих родителей, с которыми я говорила, впечатление, будто этой школе ученики не нужны. Учителя детям твердили: лучше идите не в десятый класс, а в ПТУ или колледж. А начался прошлый учебный год с небывалого - забастовки учителей. Педагоги отказывались вести занятия, пока из десятого класса не уйдет неугодный ребенок.

- И учителей сначала по некоторым предметам не было, - рассказывает бывшая десятиклассница Наташа, - потом стали гнать материал галопом. Класс был засыпан двойками!

Али Гитинов в первом полугодии получил четыре двойки. Директор стала требовать, чтобы мальчика забрали из школы.

- Не в оценках дело, а в отношении учителей, - говорит Екатерина Гитинова, - складывалось ощущение, что они стравливают детей и родителей. Мне без конца повторяли, какой Али у нас плохой.

Еще больнее родителям оттого, что педагоги, всегда помнившие домашний телефон, когда нужно было пожаловаться на ребенка, после его смерти так и не нашли времени, чтобы позвонить и выразить соболезнования.

Зато подарки учителям традиционно преподносились дорогие. Родители скидывались по тысяче рублей и обсуждали, кто и что подарит школе.

- Мы не успевали отсчитывать деньги на цветочные горшки, охрану, нужды школы, ремонт класса, - продолжает Марина Карпова. - Зато про успехи своего ребенка можно было узнать только после собрания.

Зато в школе строго следили за внешним видом учеников: только черный низ, белый верх.

- Даже бежевые или светло-голубые кофты надевать не разрешали, - говорит Ира Соколова, - иначе с уроков выгоняли, а парни за галстуками домой ездили.

Одной девочке учительница прямо на уроке лицо мылом терла - слишком накрасилась. В других школах «беженцы» из 1162-й быстро подтянулись по многим предметам.

- Я виноват, - с горечью говорит отец Али Руслан Гитинов. - Я должен был забрать его из этой школы, как только он попросил.

Ирина ПОЛЕЖАЕВА.

Педагоги не хотят понимать своих учеников

В классах, похоже, идет «война поколений»

Вроде бы ничего особенного не происходило в этой школе. Поборы, напряженные отношения с учителями, попытки ввести школьную форму... А отмывать с девичьих лиц краску еще сто лет назад пытались воспитательницы в институтах благородных девиц. Не привыкать нам уже и к учительскому отчаянию от невозможности совладать со школьниками, и к заявлениям вроде «вам место в ПТУ». Но когда учителя начинают бастовать против учеников, а ученики - умирать от двоек, это ясно показывает: наша школа - в тяжелом кризисе.

Учителя не отдают себе отчета в том, для чего работают - доживем до понедельника, и ладно. Зачем ввели школьную форму? Почему нельзя в класс с косметикой? Что делать с теми, кто искренне не тянет какой-то предмет? Почему рисовать надо на ватмане, а не на тетрадном листочке? Всего этого наша школа не в состоянии внятно объяснить не только своим ученикам, но и себе. Она не хочет задумываться. Так положено, и все тут.

- Дети и учителя - в конфликте друг с другом, - говорит учитель-словесник, отличник народного просвещения Наталья Быкова. - Это и конфликт поколений, и конфликт мировоззрений. Молодых учителей в школе почти не осталось, а поколению 60-летних, считающих, что свобода и вседозволенность погубили науку и образование, трудно понять поколение 14-летних, для которых абсолютная свобода - главная ценность. 35-летние их бы поняли, но они ушли из школы и не придут, пока зарплаты остаются мизерными. А пожилые усталые учителя не осознают, что пришло другое поколение, которое надо учить иначе: ведь эти дети даже прочитанную классику понимают по-другому, если вообще понимают.

В сегодняшней школе и дети, и учителя демонстрируют друг другу свою ограниченность. Одни не хотят учиться, другие не хотят учить. Дети ведут себя хамски, учителя иногда им в этом не уступают.

В этом году многих школьников, заканчивавших экстернаты, не пустили в родную школу на выпускной вечер к друзьям.

Когда вести воспитательную работу по-старому стало невозможно, школа полностью отказалась от нее, вместо того чтобы перестроить ее на новый лад - а это все равно, что отрубать голову, если не нравится прическа. Насильственным умыванием воспитать нельзя. Не хочешь, чтобы девочки красились и ходили с голыми животами, позови в школу косметолога, стилиста, модельера, пусть они объяснят, что уместно и красиво, а что нет, ищи способ воспитать вкус, дисциплину, умение мыслить самостоятельно. Запретами и двойками это не делается.

Ирина ЛУКЬЯНОВА.

ПИСЬМО УЧИТЕЛЯ

Простите нас, дети...

Я преподаю английский язык, обожаю детей и школу. Еще в пятом классе я решила для себя, что стану учителем.

Прошло много лет. Изменились школа, дети - стали другими и учителя. Мой сын год назад окончил школу с серебряной медалью. У него не было любимых предметов и учителей, школа для него к концу учебы была в тягость. В этом году в первый класс пошла дочь. У нее еще на подготовительных занятиях напрочь отбили желание учиться.

Я считаю, что в современной школе загнанные в угол тестами, контрольными, экзаменами наши дети получают по большому счету только негативные эмоции. А многие учителя видят в ребенке не человека, а сосуд, который нужно до краев «залить» знаниями. И да простит нас Господь за родительские и педагогические ошибки, которые мы уже совершили или еще можем совершить. Простите нас, дети!Лариса Гогина, учитель английского языка гимназии им. Платонова. Воронеж.

А что происходит в вашей школе? Считаете ли вы, что учителя в состоянии найти общий язык с учениками?

Пишите нам по адресу: ул. «Правды», 24, Москва, 125993 или по электронной почте: anfisa@kp.ru

Звоните по тел. (095) 257-51-41.