Ан-72 с ревом отрывается от земли
Фото: Олег ЗОЛОТО
«Всем приготовиться! Внимание, взлет. Взлетаю!». Мимо нас на скорости проносятся Ан-26, Ан-12, Ан-72 и Ту-134. Гул, рев мотора и отрыв. Мы находимся на взлетно-посадочной полосе военного аэродрома Левашово. Здесь базируется основной состав пилотов транспортной авиации Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа. Впускают сюда по пропускам с разрешения командующего округом и обязательного без мобильного телефона с Интернетом. Ведь именно отсюда стартуют военные ЗВО для выполнения задач не только по всей стране, но и зарубежом, в том числе в Сирии.
- На такую службу отбирают лучших, - подмигивает нам штурман, старший лейтенант Владимир Харченко. – До распределения я пять лет проходил обучение в училище в Челябинске, здесь уже почти три года. И скажу вам точно, скучно никогда не бывает.
Пилоты выполняют "афганский заход"
Фото: Олег ЗОЛОТО
Мы попали на учения летного состава. В этот день офицеры отрабатывали одни из самых сложных упражнений – полеты с максимальным набором высоты и снижения на предельных скоростях и углах. Основным трюком пилотов здесь стал так называемый «афганский заход» или снижением с максимальным градиентом. Одно время такое в тяжелой авиации не применялось. Но при посадке в военных точках риски попасть под обстрел высоки. Поэтому пилоты стали применять сложную технику резко снижаться под острым углом. Внешне кажется, что самолет попросту падает. Но в последний момент он выруливает и плавно приземляется. Такие приземления использовали в Сирии.
- Заход на посадку идет при угле в 45 градусов, - объясняет Владимир Харченко. – Это довольно сложное упражнение. В кабине самолета в этот момент находятся пять человек: командир корабля, правый пилот (помощник), штурман, бортовой техник и воздушный радист.
Попасть на закрытый аэродром могут не все
Фото: Олег ЗОЛОТО
Посреди аэродрома находится радиолокационная станция, рядом стоит командно-диспетчерский пункт, с которого видно всю взлетно-посадочную полосу протяженностью три километра. Отсюда диспетчера контролируют взлет и посадку судов, без их команды совершать любые движения запрещено. На аэродроме установлены около сотни чучел и специальная система, которая имитирует крик хищных птиц, чтобы отпугивать стаи.
Пилоты военного аэродрома – офицеры отдельного смешанного авиаполка. Они занимаются перевозкой грузов, в том числе и гуманитарных, вооружения, военных и техники по всей стране и в горячие точки за рубеж. Отсюда стартуют самолеты и на стратегически важные места – за Полярный Круг.
Вертолет Ми-8М - надежная техника
Фото: Олег ЗОЛОТО
- Сейчас мы также отрабатываем полет на максимальный потолок, - продолжает Харченко. – Это 7 400 метров над землей. В другие дни выполняем десантирование. Но обо многом мы говорить не можем. При поступлении на службу сюда подписываем документ о допуске к гостайне.
К слову, именно эти пилоты занимаются техническим обслуживанием космодрома «Плесецк».
- Мы доставляем им все необходимое, в том числе оборудование, - делятся офицеры. – Для нас это уже давно отработанные схемы. Учебно-боевые задачи намного серьезнее.
Здесь командуют полетами
Фото: Олег ЗОЛОТО
Ленобласть находится вблизи финской границы, поэтому пилоты часто отрабатывают подъем боевых истребителей в случае нарушения залета на российскую территорию зарубежных экипажей. Пилоты признаются – риски высокие всегда.
- В 2000-м году погибли 19 парашютистов при падении вертолета Ми-8. Все имена мы помним, все случаи анализируем, чтобы предотвратить катастрофы впредь, - говорят офицеры аэродрома - Все имена мы помним, все случаи анализируем, чтобы предотвратить катастрофы впредь.
Пилоты выполняют опасные маневры
Фото: Олег ЗОЛОТО