Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика25 октября 2018 22:04

Если нападут националисты, Русская церковь на Украине не продержится и часа

Корреспондент «КП» побывала в самых главных святынях православных, которые есть в незалежной и на которые претендуют раскольники
Арина СУВОРОВА
На богатейшие монастыри украинские православные раскольники заглядываются давно. Фото: Арина СУВОРОВА

На богатейшие монастыри украинские православные раскольники заглядываются давно. Фото: Арина СУВОРОВА

- Нам есть, что терять, - в один голос твердят православные священники и смиренно добавляют. - Но монах должен претерпеть изгнание.

Они говорят об одном - угрозе захвата главных православных святынь Украины. Трех лавр: Киево-Печерской, Почаевской в Тернопольской области и Святогорской лавры в 160 километрах от Донецка.

ЧТО ИМ НУЖНО

На богатейшие монастыри украинские православные раскольники заглядываются давно. И слух пускали, что якобы Московский патриархат выступает против создания автокефальной (самостоятельной) церкви на Украине, потому что боится потерять источник финансирования. Но еще в 1991 году украинская православная церковь получила от Московского патриархата томос (разрешение) на проведение независимой административной и финансовой деятельности. Раскольники объявляли, что раз Константинопольский патриархат запустил процесс создания автокефальной церкви на Украине, то лавры теперь принадлежат не Московскому патриархату, а самопровозглашенному Киевскому. Слыша такие заявления, иерархи канонической церкви на Украине лишь отмахивались - мало ли, что говорит раскольник Филарет...

ЗАХВАТ ЛАВРЫ УЖЕ БЫЛ

- Атаку мы ждем последние четыре года, - честно признается один из семинаристов. Молодой человек учится в Киевской духовной академии, что располагается на территории Киево-Печерской лавры. - Сколько раз просили прихожан прийти на защиту обители. Они приходят, но с каждым разом все меньше и меньше. Люди перестают верить, думают, что и в этот раз все обойдется, раз до этого не было никаких нападений. Как в сказке про мальчика, который кричал «волки-волки». А когда появились волки, ему никто не поверил и не пришел на помощь.

Чтобы захватить Киево-Печерскую лавру, хватит 10 минут. По мнению священнослужителей, для того, чтобы обитель перешла под управление раскольников, достаточно взять под контроль несколько административных корпусов и резиденцию митрополита. И поверьте, лавра падет.

На ее защиту встанут только прихожане, а среди них в основном - старики, женщины и дети. Что они сделают против хорошо подготовленных бойцов-националистов?

Так и произошло в 1992 году, когда отряд УНСО (организация Украинской националистической самообороны, запрещена в РФ ) захватил на время Киевскую лавру.

- Филарет обратился к УНСО с призывом атаковать монастырь и захватить резиденцию митрополита, - вспоминает бывший исполняющий обязанности наместника Киево-Печерской лавры архимандрит Ахила. - В семь вечера через стены лавры перемахнуло около 80 человек с железными прутьями, дубинками, оружием. Побили прихожан, монахов, вынесли двери. Потом приехала милиция. Всех задержали, но спустя несколько часов отпустили.

- А если государство просто передаст лавры раскольникам? - уточняю у архимандрита.

- Юридически все возможно, - соглашается отец Ахила.

Отец Ахила застал еще первый захват Киево-Печерской лавры в 1992 году. Фото: Арина СУВОРОВА

Отец Ахила застал еще первый захват Киево-Печерской лавры в 1992 году. Фото: Арина СУВОРОВА

ОПЛОТ РУССКОГО МИРА

О Почаевской лавре всегда говорят с придыханием.

- Словами не передать, это надо видеть, - шептали мои украинские знакомые, которых сложно упрекнуть в религиозности. - И не бойся, что там одни западенцы, в монастырь едут сотни паломников, так что тебя, москальку, никто пальцем не тронет.

От Киева до Почаева - семь часов на автобусе. Огромный монастырь-крепость кажется неприступным из-за своих стен и усиленной в последнее время неразговорчивой охраны.

- Проверяли, - вздыхает музейный сотрудник лавры Елена, проводившая мне экскурсию. - Монастырь может держать оборону 70 минут.

- Сложно представить тех, кто посягнет на такую махину, - замечаю я и уже шепотом добавляю. - Хотя на Западной Украине совсем другие настроения, чем в Киеве. У вас же тут сплошные националисты и противники русского мира.

- Идейных тут хватает, - соглашается Елена. - Но за всеми ними стоят те, кто знает и закон, и толк в выгоде. Почему на Западной Украине больше всего случаев захватов храмов? Ответ кроется не столько в националистах, сколько в неправильном оформлении документов. Представьте, в 90-е годы в селе построили храм с нарушением законов. Церковь находится на балансе села, а по правилам должна принадлежать общине. Священники могут десятилетиями служить и не удосуживаться переоформить документы. И как только вскрывается факт неправильного оформления документов и появляется возможность этот храм присвоить представителям раскольников, то на место быстро высылают радикалов, которые решают вопрос силовым методом. При этом все по закону!

О монастыре со мной соглашается поговорить священнослужитель, который на протяжении нескольких лет имел непосредственное отношение к Почаеву. Он достаточно известен в поместной церкви, поэтому просит сохранить его имя в тайне.

- Все твердят, что здесь идет борьба за русский мир, - говорит священник. - Едва ли. Он тут не при чем. Здесь играет роль монашеская братия, большинство из них - молдаване. Об этом не принято говорить, но Почаевская лавра уже давно является перевалочной базой контрабандного молдавского вина. Его отсюда развозят по всей Украине и в том числе в Россию, потому что в русских монастырях также очень много молдавских монахов.

Монахи Киево-Печерской лавры ждут захвата уже несколько лет. Единственные защитники монастыря - это дети, женщины и старики. Справятся ли? Фото: Арина СУВОРОВА

Монахи Киево-Печерской лавры ждут захвата уже несколько лет. Единственные защитники монастыря - это дети, женщины и старики. Справятся ли? Фото: Арина СУВОРОВА

- Выходит, администрация города в курсе этого?

- Думаю, да. Без ведома наместника лавры митрополита Владимира ничто в городе не решается. А в случае с контрабандным вино речь идет о больших деньгах. Поэтому здесь говорить о русском мире не приходится. Впрочем для местных жителей ситуация выглядит совсем иначе. И для них конфликт кроется в другом. Монахи-молдаване подходят к служению весьма формально. Представляете, как реагируют местные жители, которые с детства ходят сюда в монастырь, когда им предъявляют: а вы какого патриархата? А вы где крестились? Почему юбка короткая? А нужно объяснять прихожанам, почему Киевский патриархат - это плохо, почему они раскольники.…

В самом Почаеве слышна в основном русская речь, изредка суржик. Здесь перемешались все национальности - русские, украинцы, белорусы, молдаване. Женщины в основном ходят в платках и длинных юбках. Часть населения (в городе проживает около 8 тысяч человек) работает в лавре или туристическом секторе. Каждый день в обитель стекаются сотни паломников, которые живут на территории монастыря по несколько недель. Дух канонической православной церкви здесь крепок и нерушим.

- В Почаеве сильно разнятся настроения и мысли о судьбе православной церкви на Украине, - продолжает священник. - Большинство местного населения - люди глубоко верующие, но есть и те, кто настроен радикально. В основном, это молодежь. Но этого достаточно, чтобы подогревать ситуацию. Люди выступают против Почаевской лавры, которая превратила служение, по сути, в бизнес, против высоких цен на церковные требы. Киевский патриархат пользуется этим и настраивает местное население против лавры, говоря, что цены высокие потому, что монахи деньги отправляют в Москву. Им ведь никто не объясняет, что это ложь.

НА ГРАНИЦЕ С ВОЙНОЙ

Поездка в Святогорскую лавру оказалась намного сложнее и опаснее, чем на Западную Украину. Монастырь находится в Донецкой области, в 30 километрах от Славянска, хорошо известного всем своими боями в 2014 году. Из-за непосредственной близости к границе с ДНР, передвижение по той части Донецкой области, что находится под контролем Киева, достаточно проблематичное.

Двоюродная сестра Лиза предложила ехать в лавру из Харькова на машине.

Расположенную в Святогорске лавру майданные революционеры решили захватить однозначно. Фото: Арина СУВОРОВА

Расположенную в Святогорске лавру майданные революционеры решили захватить однозначно. Фото: Арина СУВОРОВА

- 170 км. Будь готова, что по пути будет три блокпоста. Два ерундовых, на них не останавливают, и один - на границе Харьковской и Донецкой области - главный. Там проверяют документы и досматривают все машины. К женщинам относятся мягко, достаточно показать водительские права, а вот с мужчин спрос серьезный. Их выводят, пробивают по базам, вносят в списки и отпускают, если все в порядке.

- А как быть мне с российским паспортом?

- Просто не показывай. Кто пристанет к двум девочкам, которые едут в монастырь?! - заверяет сестра.

Однако все было против того, чтобы я ехала в Святогорскую лавру, и на утро Лиза сказала, что мне придется ехать одной. Памятуя о своей поездке в Почаев, я решила поехать на автобусе. Место культовое, паломников толпы. Должны же быть туристические поездки.

- Автобусов до Святогорска нет, - отрезали в кассе автовокзала.

На горе над Святогорским монастырем возвышается памятник большевику Артему. Украинские националисты пока не покушаются на него, хотя призывы снести монумент звучали неоднократно.

На горе над Святогорским монастырем возвышается памятник большевику Артему. Украинские националисты пока не покушаются на него, хотя призывы снести монумент звучали неоднократно.

Фото: ru.wikipedia.org

Зато выручили на железнодорожном вокзале, продав билет на проходящий поезд, шедший в Луганскую область. Таким образом я избежала проверки документов и полюбовалась на блокпосты лишь со стороны. Харьковскую и Донецкую область разделяет небольшая речушка Оскол, через нее переброшен железнодорожный мост. И на одной и на другой стороне реки стоят небольшие КПП, которые охраняются вооруженными солдатами.

Святогорск - город маленький и малонаселенный. В советское время он считался курортом, сюда в пансионаты отправляли подлечить здоровье шахтеров Донбасса. Сейчас часть санаториев пребывает в полузаброшенном состоянии, другая медленно оживает. Местные предприниматели делают ставку на самую молодую лавру на Украине, которая пользуется большой популярностью у туристов и паломников.

Националистических захватов тут не боятся - близость к России и даже отсутствие украинского говора у местного населения говорят о многом. Неоткуда здесь взяться таким настроениям, у восточных украинцев менталитет совсем другой, чем у западных. Да и воспоминания о войне еще свежи, а опасения, что начнется новый виток боевых действий накануне президентских выборов, живут в местных жителях постоянно.

- В 2014 году, когда все вокруг взрывалось и стреляло, у нас было тихо. Никаких войск, ополченцев. Беженцев было много, приехали семьи с детьми прятаться в монастыре. Из Славянска, Краматорска, Донецка, Горловки. В лавру бежали отовсюду. Люди спали в храме прямо на полу, монахи день и ночь молились. Однажды снаряд разорвался недалеко от Успенского собора, несколько человек пострадали - одной женщине кисть оторвало, мужчине осколки в ногу попали. Но это было всего один раз, поэтому все запомнили это надолго. Боев здесь не было, но город дважды освобождали непонятно от кого, правда, - рассказывает жительница Святогорска Наталья. - Ходили слухи, что якобы монахи укрывали в пещерах донецких ополченцев, которые поддерживали одного из лидеров ополчения Игоря Стрелкова. Но подтверждений этому не было, как и тому, что в городе базировались партизаны, готовившие восстание в Славянске. У нас тут полно тех, кто любит рассказывать о своих «подвигах» в 2014 году. Брешут все.

Пока во всех трех лаврах спокойно. Жизнь там идет своим чередом. Фото: Арина СУВОРОВА

Пока во всех трех лаврах спокойно. Жизнь там идет своим чередом. Фото: Арина СУВОРОВА

ПРЕДСКАЗАНИЯ СТАРЦЕВ

Страдать будут три года

Пока во всех трех лаврах спокойно. Жизнь там идет своим чередом - паломники, таинства, молитвы и отслеживание последних новостей из Москвы, Киева и Константинополя.

- В Житомирской области был такой отец Парфений. К смерти совсем ослеп, но все отмечали его прозорливость, поэтому и ездили за советами, - рассказывает мне священнослужитель одного из киевских монастырей. - Ездил я к нему еще в начале 90-х годов. Многое, что сказал он о моей судьбе, сбылось. Но важно то, что отец Парфений предвидел те события, что наблюдаем мы сейчас. Заберут лавры - и Киевскую, и Почаевскую. Все начнется с Почаева. Захваты будут, столкновения.

- Но все будет хорошо? - спрашиваю наивно я.

- Три года придется страдать после этого, но потом все будет хорошо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как в Киеве празднуют духовный разрыв с Москвой

Наш корреспондент передает из Украины, которая вот-вот начнет создавать свою собственную православную церковь

КИЕВУ ДО ТОМОСА

- Поздравляю, - говорю таксисту, садясь в машину у киевского аэропорта Борисполь.

- Так праздники только в выходные, - удивленно оборачивается мужчина. В примечаниях в приложении вызова такси значится: мой водитель - прекрасный собеседник. По идее, должен быть в курсе происходящего на Украине. (подробности)

КСТАТИ

Константинополь снял с главы украинских раскольников Филарета анафему: ждет ли Украину теперь и религиозная война

"КП" вместе с экспертами отвечает на наивные вопросы о кризисе во всемирном православии (подробности)

МНЕНИЕ

Роман Лункин: Украину в крови потопят раскольники

Глава центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН прокомментировал «КП» скандальные заявления президента Украины (подробности)