Премия Рунета-2020
Ижевск
-5°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ22 мая 2018 10:14

«Была под наркозом только один раз»: 82-летний анестезиолог из Удмуртии до сих пор каждый день работает в операционной

Тамара Ивановна рассказывает о страхах наркоза, секретах здоровья и прорыве в медицине
Фото: Архив

Фото: Архив

Тамара Малкова признается, что работа для нее – второй дом, а, может, даже и первый. И это неудивительно - в свои 82 года она все еще трудится! Тамара Ивановна - одна из первых анестезиологов Удмуртии.

- У меня есть пример для подражания - Вера Степановна Чуднова. Профессор, хирург, лауреат международной премии «Мэтр мировой медицины», она работала до 94 лет! Мне до нее еще далеко, - улыбается моя собеседница. – Хотя коллегам я сказала прямо: «Придет время, вы только намекните, я сразу же уйду». Но пока никто не намекает. Видимо, еще нужна...

Бойцы невидимого фронта

Сейчас Тамара Малкова трудится в городской клинической больнице №9, в отделении анестезиологии и реанимации. Сюда поступают самые тяжелые больные. Те, что находятся на грани жизни и смерти.

Мы идем с Тамарой Ивановной по больничному коридору, мимо палаты реанимации. И я не понимаю, как здесь можно работать. Каждый день, год за годом видеть эту бесконечную боль, горе и слезы. Привыкнуть к этому невозможно. Можно только принять как профессиональную неизбежность.

Фото: Архив

Фото: Архив

Врачи-анестезиологи – бойцы невидимого фронта. Поэтому гораздо чаще пишут не о них, а о хирургах. Хотя во многом именно от грамотных действий анестезиолога до, во время и после операции зависят жизнь и здоровье пациента.

- Мы, как шахматисты, должны предвидеть все возможные варианты развития событий, - говорит врач. - Наркоз - это же страшное дело. Не случайно многие боятся его больше, чем саму операцию. Поэтому я горжусь тем, что у меня не было ни одной смерти на наркозе. Хотя, когда анестезиология только развивалась, такое случалось. Или, бывало, коллеги не могли после операции разбудить больного. В таких случаях звонили мне среди ночи: «Тамара Ивановна, приезжайте». И я ехала и всех будила.

Стать врачом решила спонтанно

В медицину Тамара Малкова попала случайно. В 1954 году она после окончания школы собиралась поступать в Ижевский механический институт, но сдала физику на «тройку». Через год юная Тамара решила подавать документы на физико-математический факультет, но в итоге отнесла их в медицинский институт.

- С толку нас сбил дядя моей подруги. «Девчонки, зачем вам пединститут? – сказал он. – Идите лучше в медицинский! Больных послушали, рецептик выписали и домой. А в школе придется тетради проверять, к урокам готовиться». И мы, недолго думая, решили поступать в медицинский. И поступили!

Фото: Архив

Фото: Архив

Позже Тамара Ивановна поймет, что быть врачом не так просто, как ей представлялось. Впрочем, о своем спонтанном решении она ни разу не пожалела.

- В мединституте я училась на хирурга, а в Ленинградской ординатуре выучилась еще и на анестезиолога. Анестезиология тогда была новым направлением в медицине. До этого наркозами занимались сами хирурги. Но все же я до последнего не могла определиться, что мне ближе - хирургия или анестезиология. Поэтому, когда вернулась из Ленинграда в Ижевск, и пришла устраиваться в 1-ю РКБ решила: кто будет нужнее, тем и буду работать. Хирургов в больнице оказалось достаточно, а вот анестезиологов не было.

Так Тамара Малкова стала одним из первых анестезиологов Удмуртии. Под ее руководством в 1967 году в 1-й РКБ было открыто первое в Удмуртии отделение анестезиологии. Потом она помогала их организовывать во всех городах и районах республики.

- Медицину тогда и сейчас не сравнить. Приведу лишь один пример, чтобы вы поняли, как далеко она ушла вперед. В 1960-е годы искусственная вентиляция легких во время анестезии проводилась с помощью ручного мешка. Нужно было нажимать на него в течение всей операции, а она могла длиться и три, и четыре часа. Сейчас же у нас есть автоматические аппараты.

Прорыв в хирургии

В 1993 году хирурги Аркадий Мальчиков и Вадим Коровкин предложили Тамаре Ивановне помочь с проведением первых эндоскопических операций - через прокол. Их начали делать в России в 1991 году в Москве. Нашим хирургам тоже не терпелось освоить новый метод. Тем более что необходимое оборудование было закуплено. Единственное, не был достроен стационар МСЧ №3 (сейчас это ГКБ № 9. – Прим. авт.). Тогда врачи решили проводить эндоскопические операции в поликлинике.

- Моя задача была максимально точно рассчитать наркоз, чтобы наутро пациента можно было отправить домой, - поясняет наша героиня. – Сейчас подобными операциями уже никого не удивишь, а тогда это было прорыв в хирургии!

И этот прорыв был высоко оценен. За внедрение малоинвазивных операций Тамара Малкова и четверо ее коллег в прошлом году стали обладателями государственной премии Удмуртии.

«Сама была под наркозом один раз»

Что такое наркоз, врач анестезиолог-реаниматолог с 52-летним стажем на себе испытала лишь однажды. В 75 лет Тамара Ивановна перенесла инфаркт и ее сразу прооперировали.

- Все случилось на работе, иначе мы бы сейчас с вами не разговаривали. Спасибо нашим врачам, спасли меня...

Но даже серьезная болезнь не заставила доктора задуматься об отдыхе. Через четыре месяца после инфаркта Тамара Малкова вновь вышла на работу.

- Мой секрет здоровья прост - не расслабляться и чаще ходить пешком. Секрет успеха в профессии тоже незатейлив: какие бы беды, проблемы у меня ни были дома, на работе я о них забываю. Думаю только о больных.

Досье

Досье

Следите за новостями Ижевска в «ВКонтакте», «Фейсбуке», «Твиттере» и «Одноклассниках».