Для застреленного в 2009 году мэра Кировска Ильи Кельманзона суды с предпринимателем закончились трагедией. А для чиновника из фильма Звягинцева нет.
Война простого человека с чудищем-чиновником на самом деле разворачивалась в реальности, а не на экране кино. И что примечательно – прямо в городке, где Звягинцев снимал половину эпизодов «Левиафана», за 5 лет до съемок нашумевшего фильма.
Город Кировск находится в 200 километрах от Мурманска, «отдаленка» живет добычей апатитовой руды и бюджетами туристов-горнолыжников. Почти 6 лет назад потрясла история, претендующая на сценарий боевика. 61-летний предприниматель Иван Анкушев разрядил обойму своего ТТ в главу администрации 44-летнего Илью Кельманзона и его зама по ЖКХ прямо в здании мэрии. Две пули он приберег для себя. В окровавленной рубашке мэр смог выползти в приемную и умер на глазах сотрудников и оставшихся после утреннего брифинга журналистов…
Тела чиновникам из мэрии выносили вместе с трупом убийцы.
Фото: Людмила ШЕКА
С Анкушевым, как и со звягинцевским Николаем, мэрия судилась. У предпринимателя за несколько лет накопились долги за аренду магазинов. Бизнесмен требовал, чтоб мэрия уменьшила ренту на сумму коммунальных платежей, чиновники требовали погасить задолженность полностью. 61-летний предприниматель до своего отчаянного поступка успел проиграть несколько судов, везде видел произвол и уже потерял всякую надежду. Три десятка жителей Кировска, да и вся Россия тогда похоже разделилась на три лагеря: одни считали Анкушева героем, не побоявшимся бросить вызов режиму, другие – опасным преступником, кто-то - слабаком, не выдержавшем бюрократии. «Надежды на честность арбитражного суда нет. Вы меня уничтожили. Не доживу до сбора грибов», - написал Анкушев в своей предсмертной записке.
- Человек неуравновешенный, сутяжный, вспыльчивый – вот как я его охарактеризую. Он – убийца, - резко охарактеризовал тогда покойного Анкушева кировский депутат Владимир Шапошник.
Жители Кировска поступок Анкушева оценили по разному.
Фото: Людмила ШЕКА
Когда из здания мэрии в 2009-м выносили тела покойных, люди у крыльца давали бизнесмену другие оценки: «Молодец, мужик. Не побоялся», - говорили они.
Ситуации схожие, вот только их разрешение совсем разное. «Левиафановский» Николай перед обезумевшим от власти мэром даже не дерзит, покорно выслушивает приговор оборотней в мантии, безропотно чинит машины гаишникам и забивает боль от безысходности алкоголем. Иван Анкушев во время своих судов с мэрией не молчал, он постоянно обращался в СМИ с открытыми письмами, он кричал на каждом углу, что власть кошмарит бизнес, а права предпринимателей ущемляются. Для чиновников из мэрии он был занозой, для многих кировчан – вдохновителем. Он хотел изменить отношение к словам «торгаш», «коррупция» и «бюрократический произвол». Методы для этого он выбрал решительные, но, без сомнения, трагичные. У Звягинцева же на войну с чудищем выходит лишь товарищ Николая из Москвы, угрожает компроматом, мелочно меняя замалчивание на деньги, а пули из стволов «настоящих мужчин» летят только в головы вождей из прошлого.
В фильме предприниматель Николай не знает как бороться с обезумевшим от власти мэром.
ЕСТЬ МНЕНИЕ!
Журналист Дмитрий Ольшанский: Сову пора разъяснить
- "Приличные" нескончаемо тиражируют эпизод с бизнесменом из города Кировска, который застрелил двух чиновников и покончил с собой.
Вот, дескать, а вы говорите, что не бывает такого, одно очернение, клевета.
Простите, но бизнесмен из Кировска не имеет никакого отношения к вашему поганому фильму.
Он убил двух человек и покончил с собой - и это можно воспринять с пониманием (довели) или осуждением (не убий), но он что-то сделал, а не изображал из себя опившегося русского народного дегенерата в позе трубача крупным планом, на радость всем международным жюри.
В том-то и фокус, что ваш поганый фильм рассказывает не про Химейера, и не про бизнесмена из Кировска, не историю несправедливости и отмщения со стволом в руках, а историю тупой, шаблонной деградации в жанре популярных картинок агитации вермахта: "азиатские животные могут только пить свою водку".
Это две разные истории, знаете ли.
И знаете, что еще?
Ведь если вам снять вот эту самую, подлинную историю про доведенного до отчаяния русского человека, который решил водки не пить, и деградантом не быть, а расстрелять чиновника по фамилии, извините, Кельманзон (а фамилия его, увы, именно такова) - ведь вы же первые будете визжать от негодования.
Фашизм!
Антисемитизм!
Рабы взбунтовались и взяли ружья!
Куда смотрит 282 статья!
Новый Говорухин явился, ворошиловские стрелки проповедуют террор!
Не так ли, милые?
Так, именно так.
ЕЩЕ МНЕНИЯ
«Левиафан». Про правду и фальшь
Сергей АНДРЕЕВ
Очень круто, когда «Золотой глобус» получает картина, снятая в местах, где ты родился и провел юность. Знакомые с детства Териберка, Оленегорск, Кировск стали прообразом депрессивного городка Прибрежный. И несмотря на то, что оператор умело выхватывал из пейзажа унылые планы разрухи и индустриального депресняка, я при просмотре поностальгировал. Родину не выбирают (подробности)
Мои пять копеек о «Левиафане»
Наталья ВАРСЕГОВА
Во времена библейские, еще до Рождества Христова жил на земле Иов. И было у него – богатство, семья, шикарный дом, здоровье отменное. Сам он был человеком праведным и очень боголюбивым. И вдруг в один миг лишился всего – десятерых детей, многочисленного скота и дома (подробности)