Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Общество11 декабря 2014 9:40

Профессия проводника считалась в Ленинграде одной из престижных

Фирменные составы всегда были гордостью Октябрьской железной дороги [видео]
В таких вагонах не стыдно и царей возить.

В таких вагонах не стыдно и царей возить.

Фото: Тимур ХАНОВ

17 декабря на Октябрьской железной дороге юбилей: ровно пять лет назад, в разгар экономического кризиса, впервые вышел в путь «Сапсан». А не так давно была еще одна памятная дата: 5 ноября исполнилось тридцать лет фирменному поезду «Смена», курсирующему по маршруту Санкт-Петербург - Москва. Название ему дали в честь 65-летия одноименной очень популярной в Ленинграде молодежной газеты.

В РОЛИ ПРОВОДНИКОВ - СТУДЕНТЫ

«Смена» - необычный состав. Все эти годы его пассажиров в качестве проводников обслуживают студенты университета путей сообщения, который в 1984 году назывался Ленинградским институтом инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). Для чего тридцать лет назад и создали круглогодичный студенческий отряд, тоже «Смена». Среди его бойцов было немало учащихся, которые сейчас занимают ответственные должности на железнодорожном транспорте. Первый заместитель начальника Северо-Западного филиала Федеральной пассажирской компании Станислав Зотин - один из них.

В буфете на колесах голодным не останешься, нашлись бы деньги.

В буфете на колесах голодным не останешься, нашлись бы деньги.

Фото: Тимур ХАНОВ

- Эта идея принадлежала ректору ЛИИЖТа Евгению Яковлевичу Красковскому, - рассказал корреспонденту «Комсомолки» Станислав Зотин. - Студентов оформляли по трудовому договору с неполным рабочим днем, выплачивали зарплату. Поскольку мы работали круглый год, бойцы отряда могли сдавать сессию по индивидуальным графикам, которые, впрочем, не сильно отличались от общефакультетских.

Попасть в «Смену» непросто. У студентов эта работа считалась и считается очень престижной. Как вспоминают бойцы, в дороге иногда возникали трудные ситуации, но бывали и забавные случаи.

- В «Смене», как и в любом фирменном поезде, есть вагон-ресторан, всегда под завязку забитый продуктами, - улыбается Зотин. - Обычно за время поездки пассажиры не успевали съесть даже малую часть. Но однажды на дороге произошло какое-то ЧП, поезд шел очень медленно. Вместо семи утра мы приехали в Петербург в семь вечера. Уже к полудню ресторан был почти полностью опустошен. Дальше люди ехали на голодном пайке.

По словам замначальника филиала, редко, но бывали и неприятные инциденты. Кто-то из бойцов, желая подзаработать, сажал в вагон безбилетников. Если об этом становилось известно, обычно следовало исключение из вуза.

В ноябре 2009 года, когда праздновали 200-летие университета путей сообщения, поезд получил название «Смена. А. Бетанкур» в честь первого ректора университета Августина Бетанкура.

ГЛАВНЫЙ ПОЕЗД СТРАНЫ

Когда на Московском вокзале звучит «Гимн великому городу», это означает, что отправляется в путь «Красная стрела» - старейший в стране фирменный поезд, самый комфортабельный в РЖД состав, о котором даже снимают фильмы и слагают песни.

До 50-х годов «Красная стрела» была выкрашена в синий цвет.

До 50-х годов «Красная стрела» была выкрашена в синий цвет.

Фото: Тимур ХАНОВ

«Красная стрела» курсирует с 9 июня 1931 года. Накануне первой поездки газета «Гудок» писала: «9 июня в 1 час 30 минут ночи из Ленинграда на Москву отправится в первый рейс экспресс «Красная стрела». Расстояние между Ленинградом и Москвой экспресс покроет в 9 часов 45 минут. Средняя скорость экспресса - семьдесят километров в час. На отдельных перегонах скорость дойдет до ста километров в час». В дальнейшем время в пути сокращалось и дошло до нынешних восьми часов. Интересно, что на протяжении многих лет «Стрела» отправляется в 23.55. Как утверждают знающие люди, это было сделано по инициативе незабвенного наркома путей сообщения Лазаря Кагановича: чтобы ответственные работники, которые мотаются между Москвой и Ленинградом, могли получать командировочные еще за один день.

После начала Великой Отечественной войны регулярные рейсы «Красной стрелы» прекратились. Последний раз поезд прибыл на Московский вокзал 22 июня 1941 года. Один из составов эвакуировали на станцию Цирульск, другой укрыли в не сохранившемся до наших дней павильоне вблизи Обводного канала, где когда-то стоял царский поезд. Движение возобновилось только 20 марта 1944 года.

В советский период нашей истории только в «Красной стреле» отправлялись в Москву ленинградские партийные боссы: от Сергея Кирова до Бориса Гидаспова. У десятого по счету первого секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Романова, которого иногда звали хозяином Ленинграда, даже был специальный вагон.

«Красная стрела» обслуживала все самые статусные мероприятия тех времен: съезды партии и профсоюзов, фестивали, крупные спортивные соревнования. Кстати, в 1980 году именно в вагоне «Стрелы» доставили из Москвы в Ленинград олимпийский огонь, который зажгли на существовавшем тогда Кировском стадионе.

Собственно, и сейчас большинство пассажиров «Красной стрелы» - это руководители достаточно высокого уровня, которые следуют в столицу по делам своих предприятий.

Кстати, далеко не всегда вагоны этого поезда были выкрашены в красный цвет. До 1952 года они были синими.

Все нововведения на железной дороге в первую очередь появлялись на «Красной стреле». В тридцатые годы уровень сервиса в этом составе был невероятным для тех времен. Работали буфеты, где пассажиры заказывали ужин с доставкой в купе, в одном из вагонов был оборудован телефонный переговорный пункт.

Именно в составе «Стрелы» появились первые в нашей стране цельнометаллические вагоны, а также первый вагон СВ.

Сейчас пассажиров главного поезда страны обеспечивают завтраком, при подъезде к Петербургу или Москве они могут заказать такси. Все вагоны оборудованы системой климат-контроля, информационным табло, биотуалетами. Есть VIP-вагон, где всего четыре двухместных купе с душем.

В 1976 году ввели второй рейс «Красной стрелы», отправлявшийся в 23.59. Оба поезда стояли на одной платформе, которую в народе прозвали проспектом «Красных стрел». Сейчас вторая «Стрела» называется «Экспрессом», этот поезд уходит в 23.30.

А В ЭТО ВРЕМЯ

«ЮНОСТЬ» ЗАКОНЧИЛАСЬ

Сегодня на Октябрьской железной дороге насчитывается двенадцать фирменных поездов, большинство из них возникли еще в советское время. Но есть и те, которые канули в Лету. Например, курсировавшие между Петербургом и Москвой «Аврора» и «Юность».

- С появлением «Сапсанов» отпала необходимость в «Авроре» и «Юности», которые также следовали в дневное время, - объясняет Станислав Зотин. - Отмена «Авроры» прошла безболезненно, а вот с «Юностью» было сложнее. Мы стали получать много писем от людей, живущих в Ленинградской, Новгородской, Тверской областях. Дело в том, что по дороге из Петербурга в Москву обратно «Юность» делала несколько остановок. И мы ввели электропоезд № 807/808, где есть сидячие вагоны. У этого состава, который в пути почти восемь часов, теперь семь остановок, что позволило удовлетворить спрос на перевозки всех категорий граждан.