Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды4 июля 2014 17:46

Виктор Ерофеев: «Аксенов в Крыму крестился на каждую церквушку»

6 июля пять лет назад умер один из крупнейших российских писателей, чей роман «Остров Крым», написанный 35 лет назад, наша страна по понятным причинам массово перечитывает сейчас
Виктор Ерофеев

Виктор Ерофеев

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Писатель Виктор Ерофеев рассказал «Комсомолке» об их с Аксеновым крымском путешествии 79-го года, когда писался «Остров Крым».

Кальвадос для «сукиных детей»

Тогда, в 79-м случилась вся наша история с разгоном альманаха «Метрополь», и зима была для нас страшно изматывающей. К маю мы поняли, что ни физических, ни моральных сил оставаться в Москве у нас уже нет – и двинулись в Крым. Втроем – Аксенов, наш соратник по альманаху Евгений Попов и я. На зеленой «Волге» Василия Палыча. Попов у нас был поваром и отвечал за продовольствие и выпивку, а мы с Аксеновым были водителями. Доехали до Крыма. Василий уже начал работу над романом и ему нужны были впечатления – поэтому мы проехали Крым не просто насквозь, а заехали и в Евпаторию, и в Севастополь, оттуда завернули на южный берег Крыма. Где-то в районе Херсонеса мы увидели выставку голографии, тогда еще не виданного предмета, и написали в книге посетителей, что альманах «Метрополь» приветствует такую новость, как голография. Прошло много лет, и мне какой-то крымчанин сказал, что этот листок сохранился – значит, кто-то прочитал и, зная, кто такой Аксенов, приберег. Ну а в основном мы, конечно, получали в Крыму легкие крымские удовольствия. Приехали в Коктебель, встретили там Фазиля Искандера, выпили по рюмке кальвадоса, и он нам рассказал о присланной ему анонимке: «радуйся, сволочь, двух сукиных детей, наконец-то выгнали из Союза писателей». Тут мы ахнули, стали звонить, и выяснилось, что это о нас с Поповым - пока мы в Крыму пили кальвадос, нас выкинули. Не пригласив никуда, не разъяснив ничего, не выслушав наших доводов.

Аксенов был бы премьер-министром

Поэтому из Крыма мы уже возвращались бывшими писателями. В Запорожской области чуть не погибли, когда я уснул за рулем. А так все нормально, ехали в зеленой машине и рассуждали, кто какие места будет занимать в будущем правительстве свободной России. Решили, что Аксенов будет премьер-министром, Попов – министр кулинарии, а я, кажется, министром культуры. В общем, веселясь, распределили обязанности, но, понимали, что все это грустно, что это вопрос сущностного разрыва, и потому что гонимых в Союзе писателей никогда не восстанавливали, и потому то прошла четкая граница между теми, кто остался в советской литературе, и теми, кого выгнали. Аксенов сразу после этого ушел из Союза сам. Из солидарности с нами… А наша крымская прогулка была невероятно символична. Во-первых, она показала нам, что Крым для России – это такое солнечное бикини и отогревающее противоядие от всех ужасов и морозов – физических и политических. Там можно расслабиться, увидеть море, красоты Коктебеля, горы Кара-Дага. И во-вторых, мы поняли, что стали реальными друзьями. Да и «Метрополь» придумывался отчасти для того, чтобы со всем подружиться. Поэтому я сначала туда позвал Аксенова, потом Попова, потом Битова, а Искандер уже получил приглашение от Аксенова. Так что его история одной стороны обернулась для нас ударом, настигнувшим нас в Крыму, а с другой – мы тогда и не подозревали, что теперь в каждом учебнике советской истории есть страничка, посвященная «Метрополю» - мол, писатели показали свою независимость в очень тяжелый момент, потому что 79-й год - это был мрачок, жуткое давление цензуры, зверски вычеркивали все, что хоть как-то обрисовывало реальную суть вещей. Но ведь никто из нас не сдался и не пополз на коленях. Семен Липкин, тоже вышедший из протеста, как и Аксенов из СП, и знавший не только Платонова лично, но всю историю русской социальной мысли, говорил, что мы были первыми нонконформистами после Кронштадтского восстания и это было формой покаяния.

Пожалуйте вон!

Так что внешне тогда мы были такими богемными и расслабленными, а по сути мы были могучей кучкой, с сильной мотивировкой не дать идеологии превратить себя в стертый пятак. В связи с Крымом у нас с Аксеновым есть мистическая загадка. Перед тем, как он начал писать роман, он со своей красавицей женой Майей Кармен пришел ко мне – в маленькую съемную квартирку возле Ваганьковского кладбища. Сел и начал рассказывать о своих планах – что хочет написать роман об островном Крыме. Я чуть не подавился куском мяса, потому что, представь себе, у меня уже был в голове замысел романа «Крым» - о том, что Врангель его отстоял и он не стал советским. Понимаешь? Есть такие вещи, которые витают в воздухе. Но Аксенов написал, как всегда, такой иронический и немножко легкомысленный роман, а мне-то хотелось вложить гораздо более серьезный философский подтекст. Я ему об этом сказал, но Аксенов как-то отмахнулся, да и он более «старший» писатель, и озвучил свою идею первым, так что все это уже неважно. К тому же я его боготворил по-настоящему и понимал, что его легкий подход, когда не замучиваешь литературу своими ложными тревогами, - это в общем, правильный подход.

Кстати, насчет расслабленности и могучести. Аксенов для нас в Крыму был примером физкультуры: он все время бегал, плавал, стоял на голове, как йог, и вообще старался всеми способами стряхнуть с себя тот алкоголический обморок предыдущих лет. Практически вообще не пил, вел здоровый образ жизни и посмеивался над нами. А мы ему говорили: свою судьбу не исправишь никакими видами спорта. А судьба распоряжалась круто. У Аксенова был договор с КГБ-шниками: если он не печатает свой роман в Америке, то они его не трогают. А если печатает – то пожалуйте вон, в эмиграцию. Так что йог не йог, а тогда по дороге в Крым, он – первый раз на моей памяти - как неофит крестился на каждую церквушку, останавливая машину.