Премия Рунета-2020
Саратов
+17°
Boom metrics
Политика25 марта 2014 12:20

Беженка из Украины: "Хотела забрать с собой в Саратов внука-беркутовца, но его сняли с поезда"

Корреспондент "КП" пообщался с женщиной, которая в 72 года была вынуждена бросить дом и уехать в Россию

С Ириной Владимировной Яковлевой* мы встретились возле здания областного УФМС. О ее истории нам рассказали в саратовском отделении ЛДПР. В маленьком бордовом пальто и черной шляпке пенсионерка меньше всего похожа на тот образ "беженки", который сразу возникает перед глазами. Но именно ею она по сути и является.

Ирину Владимировну во время Великой Отечественной еще маленькой девочкой вывезли из Ленинграда по дороги жизни в Ташкент. Вся ее жизнь прошла в разъездах: муж был военным, и она следовала за ним по всему Союзу. Последнее место его службы - Анадырь, Чукотка. Сама она по профессии акушерка, и даже на восьмом десятке может твердой рукой сделать укол или поставить капельницу. На пенсии супруги осели в городке Белая Церковь в 80 километрах от Киева. Тут Ирина Владимировна похоронила мужа, продолжала помогать детям, воспитывала внуков. Она и не предполагала, что на старости лет ей придется покинуть родной дом.

Трижды оккупант

Решение собрать вещи и уехать Ирина Владимировна приняла в один день - она возвращалась домой из магазина (после переворота прошло чуть больше месяца, - прим.авт.), поднялась по лестнице к своей квартире, а на двери - три звезды.

- Три звезды - это потому что я "трижды оккупант", - объясняет Ирина Владимировна. - У меня муж военный, внук - боец "Беркута", а сын служит в российской армии.

Проверять, не пустые ли это угрозы, женщина не стала. В городе фактически нет милиции, снесли памятник Ленину и страх, что с тобой может что-то случится становится все сильнее. Впрочем, в самой Белой Церкви пока довольно спокойно.

- У нас собирались пару раз свои "майданчики". Так их тут же сажали на автобус и везли в Киев, чтобы они там митинговали, - вспоминает женщина. - Я-то уже пенсионерка, мне они ничего не сделают. А вот дочке доставалось. Она преподаватель, ее заставляли читать лекции на украинском, а потом потешались над ее акцентом. Такие мелкие пакости, знаете, компьютер могли выключить якобы случайно. Это, конечно, не криминал, но очень выбивает из колеи. Дочь, взрослая женщина, приходила с работы в слезах.

После случившегося женщина уехала к сыну в Саратов - он служит на авиационной базе в соседнем Энгельсе. Он приютил мать, но женщина сама чувствует, что мешает родным.

- У него жена болеет, старшая дочка замуж собирается, младшая школу заканчивает, а тут еще я... Буду думать, как продать квартиру на Украине и купить жилье тут.

Последние две недели Ирина Владимировна занимается документами. Встала тут на учет, начала узнавать насчет гражданства. Правда, нюансов оказалось слишком много, у пожилой женщины голова идет кругом.

Российское гражданство - вопрос нескольких месяцев

Чтобы помочь, мы отвезли нашу героиню в региональное Управление Федеральной миграционной службы. Там ее принял начальник отдела по вопросам гражданства Александр Буланов. Ирина Владимировна достала все свои документы, которые, видно, собирала в спешке. Там оказалась, например, пенсионная книжка ее мужа, который скончался четыре года назад, но пенсионерка забыла взять с собой свидетельство о браке. Придется подождать, пока его пришлют родственники.

- Сейчас нужно подать документы для разрешения на временное проживание. Почти наверняка могу сказать, что решение по этому вопросу будет положительным. Параллельно стоит обратиться в местный военкомат и получить удостоверение участника боевых действий. Если оно будет, сразу после получения разрешения на временное проживание, мы примем Ирину Владимировну на гражданство, - пояснил Александр Буланов.

Но и тут есть проблема. Дело в том, что корочки участника боевых действий у нашей героини украинского образца, а договора о признании этих документов у России и Украины нет.

"Мне бы только внука оттуда увезти"

После визита в УФМС мы подвезли Ирину Владимировну домой. Женщина разговорилась.

- Я вот на Украине ходила одной женщине делать уколы. Она за новую власть. Спрашиваю "Галя, ну что же это там на Майдане творится?". "Цэ требэ свободу" - отвечает. "А ты что, в кандалах?" На это она ничего не сказала, - вспоминает Ирина Владимировна. - Они за двадцать лет своей "незалежности" вырастили поколение, вот оно теперь и наворотило.

Больше всего женщина переживает за внука. После переворота боец "Беркута", гордость семьи вынужден скрываться. Даже из родного города он не может выехать, не говоря уже о том, чтобы покинуть Украину.

- Вообще я хотела его с собой сюда забрать. Но в кассе ему даже билет не продали. Попробовал так проехать, зайцем. На следующей же станции после Белой Церкви его высадили.

* Имя и фамилия изменены по просьбе героини.