Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+4°
Boom metrics
Звезды18 октября 2013 22:00

В осажденном Ленинграде с аншлагами работал «Блокадный театр»

Его создали в пору, когда немцы затягивали петлю вокруг города [фото]

Никакие рассказы, книги, фильмы не могут передать в полной мере, каково пришлось людям, отрезанным от мира нацистами. Как выжить и не сойти с ума в голод, холод, когда на глазах гибнут близкие люди?

Находящимся в блокадном Ленинграде горожанам выстоять помогло искусство. Работали театры, концертные залы, филармония. И они были полны. Измученные, едва передвигающие ноги жители, многим из которых не суждено было пережить девятьсот страшных блокадных дней, находили в себе силы смотреть спектакли и концерты.

НАЗЛО ВРАГАМ

Осень 1942 года. Власти города принимают решение создать еще один театр. Он разместился в помещении, в котором находился в то время Театр комедии, - на Невском, 86.

- Здание было запущенное, сырое, холодное, - вспоминали старейшие сотрудники театра. - Света не было, воды тоже, сантехника не работала. Актеры и технические работники приводили его в порядок: выносили грязь, откачивали воду, чинили электрооборудование, радиоцеха.

В помещении не было бомбоубежища, а бомбежки становились все сильнее. Поэтому театр переехал в здание Малого оперного театра. И лишь в 1944-м - в помещение, в котором продолжает работать до сих пор. Это театр, где в 1904-1906 годах играла Вера Комиссаржевская, имя которой труппа получила в 1959-м. Официально до 1943 года коллектив назывался городским театром, с 1945 года - драматическим. Но ленинградцы окрестили театр «Блокадным».

Постановка «Русские люди» дала старт новому театру.

Постановка «Русские люди» дала старт новому театру.

Труппу составили артисты Радиокомитета, Театра драмы имени Пушкина, позже - актеры нового ТЮЗа и агитвзвода Дома Красной Армии. Режиссером стал Сергей Морщихин.

Директор «Блокадного театра» Аким Барский вспоминал:

- Вызвал меня Борис Иванович Загурский, он был тогда начальником Управления по делам искусств, и говорит: «Аким Анисимович, надо создать культурный отдых ленинградцам и воинам Ленинградского фронта. Ленинградское радио подготовило спектакль «Русские люди» (по одноименной пьесе Константина Симонова. - Прим. ред.) и в скором времени будет передавать его по радио. У партийных органов есть мнение - показать постановку в живом виде. Займитесь, Аким Анисимович, созданием театра».

В первых числах сентября 1942 года в Управлении по делам искусств (оно находилось в здании БДТ) прошло организационное совещание. А уже 14 сентября издали приказ. Имена артистов были известны зрителям: Борис Горин-Горяинов, Евгений Студенцов, Мария Домашева, Вера Стрешнева, Петр Андриевский, Анатолий Нелидов, Нина Железнова.

Премьера постановки «Русские люди» состоялась 18 октября 1942 года. Спектакль прошел шестьдесят раз, его посмотрело свыше 56 тысяч зрителей.

ПРЕМЬЕРА ПРИ ФОНАРИКАХ

В Театре имени Комиссаржевской бережно хранят выцветшие от времени фотографии, записи, афиши. К сожалению, почти все из работавших тогда людей ушли из жизни. Но остались их воспоминания.

Впервые «Комсомолка» публикует рассказ о той поре старейшего актера «Блокадного театра» - Александра Янкевского. Он родился в 1902 году в Вятской губернии. В 20-х служил добровольцем в Красной Армии. Был рабочим, студентом Химико-механического института, работал нормировщиком на заводе. Но тянуло в театр. Тогда он окончил драматическую студию в Ленинграде, а во время блокады остался в городе и стал работать в «Блокадном театре». Александр Иванович ушел из жизни в 1978 году и похоронен на Ново-Волковском кладбище. Сотрудники литчасти сохранили записи Янкевского:

18 октября 1942 года. На фасаде здания вывеска: «Городской театр». Идет поставленный Зоне и Гориным спектакль «Русские люди». В зале тоже русские люди в ватниках, шинелях, с автоматами - прямо с фронта или прямо на фронт.

Выступление на фронте.

Выступление на фронте.

Однажды, во время первого акта, начался артиллерийский обстрел района. Поблизости ухнул снаряд. Погас свет. Сцена и зрительный зал погрузились во тьму. Но не произошло никакой паники. Только небольшое замешательство на сцене: что делать? как играть дальше? Вдруг из тьмы зрительного зала на сцену прорезался яркий лучик карманного фонарика, за ним второй, третий, пятый, десятый… Они возникали, как звезды на небе. Свет массы карманных и аккумуляторных фонарей дал возможность доиграть акт до конца. Да, такое не забудется никогда!»

Еще одна премьера прошла 5 ноября - меньше чем через месяц. Это был «Фронт» Александра Корнейчука.

И снова обстрел. В зале опять погас свет.

«На этот раз актеры без всякого замешательства ждали помощи из зрительного зала. И помощь пришла: друзья-фонарики вспыхнули, спектакль продолжался», - писал Янкевский.

Чуть позже в театре сделала аккумуляторное аварийное освещение.

31 января 1943 года в репертуаре уже было «Нашествие» Леонида Леонова, 11 апреля - «Жди меня» Константина Симонова. В труппе появлялись новые актеры. В афишах - новые спектакли: «Женитьба Бальзаминова», «Олеко Дундич», «Вечер водевилей», «Обрыв»… Жизнь продолжалась, несмотря ни на что.

Сцена из спектакля «Нашествие»  по пьесе Леонида Леонова.

Сцена из спектакля «Нашествие» по пьесе Леонида Леонова.

О СМЕРТИ НЕ ДУМАЛИ

Из воспоминаний осветителя театра Тамары Чистяковой:

- Мы были молодые, голодные, холодные. В театре не топили. Мы репетировали в пальто, курили самосад, чтобы заглушить голод. Дружные были люди. Если кто терял карточку, помогали. Работали и не думали о смерти. В домах электричества не было, а в театре давали. Мы, конечно, экономили. Декорации строили легкие, задники писались на материале, колонны легкие, досок было мало. Но декорации были очень красивые.

Начальник управления тыла Ленинградского фронта генерал Лагунов прикрепил для помощи театру строительную воинскую часть. Все необходимые материалы выделил Горисполком.

Днем актеры занимались уборкой, мытьем, чисткой, перебирали реквизит, костюмы, а вечером - репетиции, спектакли. Представления начинались рано, в 17.30, чтобы успеть сыграть до комендантского часа. Утром шли шефские спектакли для воинов-фронтовиков, а также для рабочих оборонных заводов. Иногда выезжали во дворцы культуры. Шла обычная, нормальная работа…

ПЕРЕРЫВ НА АРТОБСТРЕЛ

Журнал «Огонек» писал в 1943 году:

«Городской театр - театр военного города, театр-агитатор, театр-воспитатель. События, происходящие на сцене, отражают события сегодняшних дней, и зрители, слыша канонаду, часто не знают, на сцене это или за стенами театра».

На самом деле, рассказывали старейшие работники, зрители, услышав взрывы снарядов, уходили в бомбоубежище, спектакли прерывались. Но после отбоя воздушной тревоги все возвращались на свои места. Спектакль продолжался.