Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Общество25 марта 2013 22:00

Какое образование нам нужно

Ответ на этот вопрос попытались найти на встрече, прошедшей недавно в Петербурге
Источник:kp.ru
Владимир Мау и Владимир Шамахов поделились своими взглядами на реформу высшей школы.

Владимир Мау и Владимир Шамахов поделились своими взглядами на реформу высшей школы.

Организатором дискуссии стал Северо-Западный институт управления Президентской академии. Участники не спорили с тем, что отечественному высшему образованию нужна реформа. Но вот по какому пути она должна идти? Гость из Москвы, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте России, доктор экономических наук, профессор Владимир Мау, считает, что не нужно закрывать вузы, признанные неэффективными. Даже плохое высшее образование лучше, чем полное его отсутствие.

- Хорошее высшее образование не там, где хорошие профессора, а там, где хорошие студенты, - уверен ученый. - Самых лучших профессоров можно купить, много им заплатив, а студентов деньгами не заманишь.

Именно на тех, кто идет не за корочками, а за знаниями, и ориентируются в своей работе в Северо-Западном институте управления. Руководитель вуза считает, что ключевое слово во всем, что касается образования, - это «качество». А его нужно обеспечивать и в частных, и в государственных вузах. От этого зависит не только, каких специалистов выпустят, но и то, как будет дальше жить и развиваться все наше общество.

- Государственное управление до сих пор рассматривается как некая сановная миссия, - сказал в своем выступлении директор Северо-Западного института управления Президентской академии, доктор экономических наук, профессор Владимир Шамахов. - На самом деле все проще. Это четкая и понятная многочисленная профессия. И государственные, и муниципальные служащие должны обладать совершенно определенными компетенциями, полномочиями и ответственностью. Поэтому должны иметь два ясных посыла, которые мы в рамках нашего института стараемся эффективно задействовать. Должны присутствовать интеллект и глубокое университетское образование.

По мнению Владимира Шамахова, лучшим прототипом здесь может служить Царскосельский лицей. Он и создавался для того, чтобы давать абсолютно комплексное, глубокое, всестороннее образование.

- Управление - сложная отрасль. И в ней должны трудиться всесторонне развитые сотрудники, - уверен директор института. - Но еще необходимо иметь и некий, как я это называю, ген гуманности. Без него идти работать с людьми, управлять ими - бесполезное занятие. При любом уровне интеллектуальности и знании всех технологий. А будут качественные управленцы - будет и доверие общества. Будет доверие - будут реализовываться социальные реформы. Мы в свою стратегию развития закладываем именно такой подход.

И это не может не радовать. Ведь если так станут у нас готовить всех управленцев и госслужащих, то и государственная машина сможет качественно работать.

НОВАЦИИ

В Северо-Западном институте управления явно не хотят замыкаться в рамках одной какой-то системы образования. Здесь готовы к поиску и эксперименту. Так, буквально в прошлом году открыли факультет сравнительных политических исследований. А возглавила его известный французский ученый, доктор философии Эстель Лезеан. Вот что рассказала декан о том, как организована работа на ее факультете:

- Мы создали международный консультативный совет. Это наблюдательный орган, в функции которого входят контроль качества обучения, оценка преподавателей. Таким образом, получаем внешнюю оценку нашей деятельности. В этот совет входят известные ученые из российских и зарубежных вузов. И они работают безвозмездно. Второй «знак качества» - это способность факультета интегрироваться в мировое академическое сообщество. Мы создали особый учебный план. Особенность в том, что с третьего курса студенты сами могут формировать свою программу обучения. Хочется отметить, что факультет соответствует всем российским государственным стандартам обучения и при этом параллельно отвечает европейским. Это позволяет устанавливать тесные контакты с зарубежными партнерами.