Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+7°
Boom metrics
Авто9 июня 2010 22:00

Кризис сделал петербургских инспекторов интеллигентными

Они держатся за свое место и стараются не вступать в конфликты с водителями
Источник:kp.ru

Есть повод улыбнуться

О взаимоотношениях водителей и сотрудников ГИБДД сложены тысячи анекдотов. Автолюбители инспекторов не любят и не скрывают этого.

- Это вполне естественная реакция, - уверена психолог Екатерина Волкова. - Человеку свойственно наделять отрицательными чертами всех, кто контролирует его действия и может наказать. Они воспринимаются как помеха - помеха делать что хочешь. А кто же любит помехи? При этом к реальной ситуации такие стереотипы могут иметь очень отдаленное отношения.

А между тем у петербуржцев меньше всего поводов жаловаться на людей с полосатым жезлом: опросы показывают, что на дорогах Северной столицы трудятся чуть ли не самые интеллигентные инспекторы. Сами же водители все реже могут припомнить, как у них вымогали взятку или штрафовали ни за что. И все чаще - как стражи дорожного порядка помогали им, а если было мелкое нарушение, за него не наказывали, ограничиваясь предупреждением. Но главное - питерские инспекторы стали улыбаться.

- Сейчас петербургские водители стали вежливее, - говорит начальник отдела организации дорожно-патрульной службы ГИБДД Петербурга полковник Алексей Сумин. - Во всяком случае, пешеходов на переходах уже пропускают. Но для этого нам полтора года приходилось каждые два месяца проводить операции «Пешеходный переход».

Рейды дают многое: каждый день именно сотрудники ДПС обнаруживают угнанные машины и находящихся в розыске людей.

За что могут остановить

- Вы читали приказ № 185 от 2 марта 2009 года «О регламенте работы ДПС»? - первым делом спросил Алексей Сумин. - Я считаю, с ним должны познакомиться все водители. Чтобы знали, на что имеют право они и сотрудники ДПС. Там все расписано. Секрета из этого документа никто не делает, он есть в Интернете (прочитать регламент можно и на сайте kp.ru).

Согласно этому приказу, инспектор может остановить машину по многим причинам. Во-первых, если было нарушение Правил дорожного движения. Во-вторых, если есть информация, что автомобиль или его пассажиры причастны к совершению преступления. В-третьих, во время проведения спецмероприятий, например, «Розыск», «Автомобиль», «Путина».

- Еще может быть, что водителя надо опросить о событиях, свидетелем которых он был, - перечисляет Сумин. - Или задействовать его в качестве понятого. Или чтобы оказал помощь сотруднику милиции или другому участнику движения.

А вот без повода, только для проверки документов машину могут торомознуть лишь на стационарном посту ДПС.

- Но даже если это случилось на дороге, спорить не стоит: у инспектора всегда есть «отмазка» - мол, машина похожа на ту, которая в розыске, - говорит председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов. - А раз неправоту гаишника не доказать, то и незачем тратить на это время. Хотите его реально наказать - пишите жалобу, а выяснять отношения на месте бесполезно.

- Действительно, в Петербурге фиксируется около тридцати угонов в день, так что причиной остановки вполне может быть розыск украденного автомобиля, - подтвердил Алексей Сумин. - Но я вам так скажу: инспектору лишний раз останавливать кого-то просто так и не нужно. Поверьте, ему хватает тех, кто реально что-то нарушил. Он с ними-то иногда не успевает разобраться. Ведь наши водители даже на глазах сотрудников ДПС такое вытворяют! И на встречную выезжают, и под красный свет. Так что если вас остановили, то не просто так - вы могли свое нарушение не заметить.

Нет талона техосмотра под лобовым стеклом, не пристегнут ремень безопасности, грязный номер, тонированные стекла - этого достаточно, чтобы водитель увидел перед собой полосатый жезл. Причем на совершенно законных основаниях.

- Если причина для остановки имеется, то инспектор может проверить, не нарушил ли водитель что-то еще, - пояснил Сумин. - Например, попросить открыть капот, чтобы сверить номера агрегатов, багажник. Между прочим, таким образом в охотничий сезон мы находим очень много ружей, которые перевозят без документов. А когда есть ориентировки или проводятся спецмероприятия, то осмотр автомобиля вообще в порядке вещей. Если же водитель отказывается, то тогда уже проводится досмотр - с двумя понятыми и под протокол.

ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Сотрудники ГИБДД постоянно сталкиваются с анекдотическими ситуациями. Вот и недавно они остановили девушку, которая проехала железнодорожный переезд на красный свет. Составили протокол, отдали ей, чтобы та вписала свои объяснения. Потом читают ее запись: «Я проехала не на красный, а на желтый сигнал». Инспекторы хохочут: посмотрите, тут же всего два сигнала! Автолюбительница попросила протокол назад, зачеркнула «желтый» и написала: «зеленый». Гаишники смеются еще громче: «Где вы тут зеленый видели?» Но снова давать девушке протокол для исправления не стали.

КСТАТИ

Взятки уже не просят

Кажется, о взятках и сотрудниках ГАИ можно рассказывать бесконечно. Но если раньше петербургские инспекторы открыто просили деньги, то теперь такого нет. Хотя некоторые и стараются намекнуть. Например, возьмут документы и задумчиво протянут: «Что делать будем?»

- Я в таких случаях говорю: «Если не знаете что делать, поступайте по закону», - рассказывает Александр Холодов. - Надо помнить, что дача взятки - это уже уголовное преступление, и рисковать своей свободой не стоит. Из-за желания сэкономить полчаса можно сесть на несколько лет или как минимум получить судимость. Если инспектор намекает на деньги - просто делайте вид, что не замечаете этого. Или открыто скажите: «Я взяток не даю».

- Я банальную вещь скажу: милиция - это срез общества, - вздыхает Алексей Сумин. - Да, есть те, кто берет. Но если инспектор говорит: «Ваше нарушение стоит столько-то», отвечайте: «Выписывайте штраф». Это нормально. Потому что если вы не согласны с протоколом, этот штраф можно оспорить, и сотрудник ДПС еще и обязан объяснить порядок обжалования.

Правда, в питерском ГИБДД заметили, что порядка в их рядах стало больше.

- Конечно, мы мечтаем о конкурсном отборе в милицию, - говорит Сумин. - Но для этого нужны хорошая зарплата или хотя бы крепкий соцпакет, чтобы люди дорожили своей работой. Вот когда кризис начался, народ у нас стал намного вменяемей: держится за свое место. Это уже что-то.

Если вас остановил сотрудник ДПС...

Разговаривать надо спокойно - спорить с ним все равно бессмысленно.

- Главное - настроиться на спокойный добрый лад, - советует Алексей Сумин. - Потому что межличностные отношения - это очень важно.

- Разговор с инспектором надо вести спокойно, - согласен Александр Холодов. - Лишние конфликты никому не нужны. Споры можно отложить на потом - обжаловать действия милиционера в суде. Это гораздо эффективнее и проще, чем ругаться на месте. Да и безопасней, все же сотрудник ДПС - это мужчина с оружием. Если есть диктофон, то лучше его сразу включить.

- Да, разговор можно записывать и снимать на видео, - подтвердил Сумин. - Препятствовать этому инспектор не должен.

- Чтобы выбрать правильный тон для беседы, представьте, что вы общаетесь с коллегой по работе, который старше вас по возрасту, - рекомендует Холодов. - То есть говорить с ним надо уважительно, но без лизоблюдства.

Кстати, любой сотрудник милиции, прежде чем обратиться к водителю, должен сначала представиться - назвать должность, звание и фамилию. А если гражданин его попросит, обязан еще и показать служебное удостоверение в раскрытом виде, но не выпуская из рук. Затем инспектор объясняет причину остановки машины и только после этого просит предъявить документы. Правда, эта последовательность действий выполняется далеко не всегда.

- Если милиционер представился неразборчиво или махнул удостоверением перед носом так, что прочесть ничего нельзя, это не повод лезть в бутылку, - уверен Холодов. - Он все равно потом напишет свою фамилию в протоколе. Можно, конечно, позвонить в «02» и сказать, что тут кто-то в милицейской форме ко мне пристает. Но на самом деле это только приведет к раздражению друг другом.

- При любом конфликте надо в первую очередь успокоиться, - объясняет Сумин. - Инспектор даже обязан оставить водителя на время одного, чтобы тот привел нервы в порядок. Если же водитель считает, что сотрудник ДПС ведет себя неправильно, то он может потребовать вызвать старшего наряда или старшего по трассе. Или позвонить дежурному, и тот сразу направит на место ответственного.

Кстати, останавливать машину имеют право только сотрудники милиции, одетые в форму. Никакие дружинники или добровольные помощники ГИБДД это делать не могут.

МЕЖДУ ТЕМ

Иногда сотрудники ДПС останавливают водителей, которые уж точно ничего не нарушали. Наоборот - они ехали чрезвычайно аккуратно, скрупулезно соблюдая все правила. Такое поведение тоже может насторожить инспектора: обычно так ведут автомобиль те, кто находится подшофе. Они стараются не дать ни малейшего повода к остановке, чтобы при беседе не унюхали запах алкоголя. Тут-то они и попадаются.

Кстати, остановить для проверки такого водителя - не нарушение: подозрение в опьянении - достаточное основание.

В петербургской дорожно-патрульной службе рассказывают об одном пожилом инспекторе, который просто сидел на стационарном посту и по экранам системы «Поток» смотрел кто как едет. А потом говорил своим молодым коллегам: проверьте-ка такую-то машинку. Те тормозили водителя - и точно, в восьми случаях из десяти тот оказывался выпимши.

ЗВЕЗДЫ ЗА РУЛЕМ

Инна Карпушина, телеведущая:

- Рецепт один: не хами, и тебе воздастся. Меня практически никогда не останавливали не по делу. И тут все зависело от того, проявит инспектор добрую волю или нет. Если ведешь себя адекватно и правильно, то, как правило, и гаишник ведет себя так же. У меня даже были две почти романтические истории. Один раз перед Новым годом я нарушила все, что можно: припаркована была неправильно, развернулась через бульвар. Инспектор увидел, что это из-за того, что я жутко расстроена. Он меня ободрил и отпустил. Пожелал, чтобы в новом году у меня не было неприятностей, и чтобы я ездила аккуратней. А другой инспектор узнал меня по голосу. Сказал, что он телевизор не смотрит, а слушает. Пожаловался мне на жизнь и тоже отпустил.

Только один раз совсем юный гаишник, видимо, неофит, просто просил денег. Но я денег не даю. Я иду на то, чтобы составляли протокол и выписывали штраф. Теперь на это уходит не много времени.

КОНКРЕТНО

Инспектор обязан обращаться к водителю на «вы», быть вежливым, объективным и тактичным, проявлять спокойствие и выдержку. Свои требования и замечания он должен излагать в понятной форме, исключая возможность их ошибочного или двоякого понимания.

Подходить к остановленному автомобилю сотрудник ДПС должен со стороны водительской двери. Если это невозможно, например, проезжая часть грязная или другие машины проносятся слишком близко, то можно подойти и со стороны пассажирской двери.

Разъяснения сути совершенного нарушения должны даваться водителю без нравоучений. При этом инспектор обязан ссылаться на соответствующие статьи Правил дорожного движения или других нормативных актов.

Если водитель агрессивен или ведет себя возбужденно, инспектор должен дать ему время успокоиться, а потом предоставить ему возможность объяснить, почему тот нарушил правила. При необходимости еще раз повторить, что именно нарушил автолюбитель. Ну а если тот продолжает вести себя буйно, надо вызвать наряд.

По требованию водителя инспектор обязан сообщить ему местоположение и телефон дежурного и ответственного должностного лица.

Сотрудники ДПС не имеют право портить документы водителя или делать в них какие-либо пометки в непредусмотренных для этого местах.

При контроле за дорожным движением инспектор может использовать только патрульные автомобили.

Сотрудникам ДПС нельзя останавливать машины там, где это запрещено Правилами дорожного движения, если только это не связано с пресечением преступления или угрозой для жизни людей и сохранностью имущества. Исключение - если в таких местах размещена патрульная машина с включенными проблесковыми маячками. Тогда за ней останавливать транспорт можно.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины для устранения неисправности автомобиля, чтобы поправить неправильно закрепленный груз, при наличии у водителя признаков опьянения или болезненного состояния, для проведения сверки номеров агрегатов, для досмотра, для участия в процессуальных действиях (например, в составлении протокола) или для оказания помощи кому-либо. А также когда поведение водителя создает угрозу для безопасности сотрудника милиции.

Протокол может составляться на месте, но инспектор вправе пригласить для этого водителя в салон патрульного автомобиля или на стационарный пост ДПС.

Проверять на алкогольное опьянение можно только после отстранения водителя от управления автомобилем. Освидетельствование проходит в присутствии двух понятых на сертифицированном приборе, который позволяет распечатывать результаты исследования. Если такого прибора нет на месте, то проверка производится на ближайшем посту ДПС или в помещении милиции, где такой прибор имеется. Перед процедурой водителю должны продемонстрировать целостность клейма государственного поверителя, свидетельство о поверке или соответствующую запись в паспорте прибора. При изучении результатов исследований сотрудник ГИБДД обязан учитывать погрешность измерительного устройства.

Осмотр автомобиля или груза возможен только в присутствии водителя. Досмотр - с участием двух понятых.

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Водитель-дальнобойщик Евгений Ермолаев:

- В Питере гаишники самые вменяемые. С ними всегда можно объясниться, договориться. В Москве - намного жаднее. Но самые безбашенные - в Татарстане. Последний кусок готовы отнять. Так прямо и говорят, чтобы им денег дали. Питерские в этом плане выглядят даже интеллигентными. Нормально разговаривают, вежливые, на взятки если и намекают, то как-то уж слишком тонко. Я, например, эти намеки не понимаю. Но... иногда берут. Но только если действительно что-то нарушил, но они видят, что человеку ехать все равно надо. А порой и так отпускают.