Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+6°
Boom metrics
Общество26 января 2010 22:00

У ленинградских «Катюш» был свой, блокадный шарм

Легендарные «Катюши», которые вызывали панический страх у немцев, изготавливались на Выборгской стороне, в цехах соседствующих заводов имени Климова и имени Карла Маркса
Источник:kp.ru

Изобрели знаменитые гвардейские минометы БМ-13 не в Ленинграде. Но местные рабочие очень быстро освоили их выпуск.

- Производство «Катюш» поставили на конвейер уже в начале 42-го года, - рассказывает сотрудник музейной экспозиции акционерного общества «Климов» Лариса Янушанец. - В строжайшей секретности здесь делали снаряды, подъемные и управляющие механизмы и устанавливали все это на грузовые машины.

Но неожиданно возникла проблема - очень скоро закончились автомашины ЗИС-6 (трехосные, повышенной грузоподъемности). Тогда местные инженеры приняли оригинальное решение: использовать обычные грузовики ЗИС-5 («двухоски»), находившиеся в частях фронта в достаточном количестве.

- Получались уникальные, немного «истощенные», а потому воистину блокадные «Катюши», - вспоминают ветераны. - Такие машины на протяжении всей войны не выпускались нигде, кроме Ленинграда. Но немцев били по полной программе.

Скоро из газет рабочие заводов узнали: фашистов буквально ошеломило «ужасное оружие русских». Гитлеровцы пытались разгадать его тайну, но так и не смогли этого сделать до самого конца войны.

Ходит легенда: советские бойцы настолько полюбили «Катюши», что во время боя вместо команд «пли», «огонь» и «залп» командиры использовали более мелодичные «пой» или «играй». Настолько созвучны были эти приказы со знаменитой песней Матвея Блантера, ставшей хитом во время Великой Отечественной войны. А вот немецких солдат вой реактивных снарядов сводил с ума. И они дали им свое прозвище - «сталинские оргАны».

Снаряды вместо карамели

Выборгский был крупнейшим промышленным районом Ленинграда. Все предприятия очень быстро сумели перестроить свои конвейеры для нужд фронта.

- Конфетная фабрика имени Микояна (ныне первый кондитерский комбинат «Азарт») вместо сладостей делала для армии боеприпасы.

- Завод «Красная заря» поставлял на фронт полевые телефонные аппараты и «лимонки».

- Завод Карла Маркса - снаряды.

- Комбинат «Красный маяк» - ткани для пулеметных лент и плащ-палаток.

- Предприятие «Компрессор» - минометы, миноискатели, холодное оружие. В его цехах также ремонтировали оборудование для кораблей Балтийского флота.

Заводы стратегического назначения тянулись цепочкой вдоль проспекта Карла Маркса (сейчас Большой Сампсониевский). Они не раз становились мишенью фашистских бомбардировок и обстрелов. Но повезло - существенного урона так и не получили. Во время ночных воздушных налетов на Ленинград немцы освещали город фосфорными бомбами. Такие «свечи» плавно спускались на парашютах. От них становилось светло, как днем. В 1942 году при такой подсветке точнехонько на территорию «Компрессора» фашисты сбросили авиабомбу весом в пятьсот (!) килограммов. К счастью, она не взорвалась, а ушла под землю на четыре метра, где и пролежала 23 года. Только в апреле 64-го саперы вывезли ее за город и уничтожили.

Героические будни

Во время войны подвигов советскими людьми совершалось столько, что большинство из них воспринималось как обычное дело. Любого ленинградца, пережившего блокаду, только за одно это можно называть героем. Однако было немало тех, чьи поступки отмечались наградами.

Жительница Выборгского района Аня Сундукова стала первой девушкой в войсках противовоздушной обороны, награжденной орденом Славы. В самом начале войны она работала на строительстве оборонительных сооружений. После гибели мамы ушла добровольцем в Красную Армию.

Батарея 169-го зенитного полка, где служила Сундукова, прикрывала небольшой аэродром на южной окраине Ленинграда. В одну из тяжелых ночей 1942 года, находясь у своего орудия, она увидела приземлившийся горящий самолет. Однако летчик из машины не выходил, хотя та могла в любую секунду взорваться. Тогда девушка бросилась к самолету и стала вытаскивать из кабины раненого пилота. Рискуя собственной жизнью, она спасла летчика, оттащив его на руках на безопасное расстояние. Через мгновение раздался взрыв…

За этот подвиг ее представили к награде.

Спасительная олифа и еловые витамины

Еще одно не менее важное открытие сделали сотрудники Педиатрического института, работавшие в химической лаборатории МПВО № 12. Они нашли способ превращать опасную для здоровья олифу в льняное масло, содержащее жиры и немного полезных веществ. Шатавшиеся от голода люди в неотапливаемом помещении, при свете коптилок сутками готовили живительную жидкость. Им удалось получить сотни килограммов масла, которое выдавали по сто-двести граммов в первую очередь больным, медперсоналу. Это изобретение также спасло множество человеческих жизней. За «олифовым напитком» приходили не только жители Выборгского, но и других районов.

В этом же институте группа ученых под руководством Алексея Беззубова научилась добывать витамин С из еловой и сосновой хвои. «Получавшийся зеленоватый кисленький напиток менее всего походил на лекарственную микстуру, - писал в своих воспоминаниях Беззубов. - Но он спасал от цинги, которая могла парализовать целый город».

Иголки в лабораторию везли мешками. И обессиленные ленинградцы, находившиеся в крайней степени дистрофии, после недельного приема хвойного настоя вставали на ноги.

ТТХ ЗИС-5

Длина 6060 ммШирина 2235 ммВысота 2160 ммМасса 3100 кгМаксимальная скорость 60 км/чГоды производства 1933 -1958

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Из воспоминаний солдата, воевавшего под Ленинградом:

- Когда противник был всего в семистах - восьмистах метрах, до нас в ясную погоду доносились звуки губных гармошек, на которых немцы любили играть, особенно песню «Майн Гретхен». Но однажды в поздний час раздался голос, усиленный мегафоном: «Рус Иван, спой Катьюшу». Немцам, видать, эта песня хорошо запомнилась, так как мы ее частенько пели. Прикомандированный к нашей части артиллерийский майор прокричал в ответ: «Гут, будет вам Катьюша, айн момент». Он махнул рукой сидящим в кабинах водителям, и те один за другим нажали на кнопки. Ночь взорвалась пронзительно воющими звуками летящих ракет. «Катюши» запели…

ВСПОМИНАЮТ ОЧЕВИДЦЫ

На ругань в очередях не было сил

Питьевая вода в городе стала большим дефицитом. Зимой спасал свежевыпавший снег, который собирали и топили на огне. Но когда его не было, изможденным ленинградцам по нескольку раз в день приходилось ходить к прорубям.

- Я ходил на Выборгскую набережную, - вспоминает блокадник Михаил Паршин. - Зимой там была прорубь, к которой стекались жители со всей округи. Очереди были большие, но никаких ссор и ругани - на это у людей просто не было сил. Однажды я там чуть не погиб. Мне тогда было всего девять лет. Вокруг проруби была сплошная наледь. Я потянулся к воде длинным черпаком, который мне дала мать, но поскользнулся и стал скатываться в Неву. От гибели меня спасла какая-то женщина. Она схватила меня за ногу и, так как я был дистрофиком, с легкостью отбросила в сторону.

Но так везло далеко не всем. Когда обессиленные люди падали в воду, то часто замерзали насмерть. Живые набирали воду в бидоны и ведра, а рядом плавал чей-нибудь окоченевший труп.

Новый год по-блокадному

В блокаду жители города научились радоваться даже самым простым вещам. - Встреча 1942 года мне запомнилась на всю жизнь, - продолжает Михаил Паршин. - Накануне праздника мой дед, проходя мимо старых конюшен, набрал полную шапку и карманы конского навоза. В нем было много непереваренного овса. Бабушка зерна тщательно вымыла и растолкла бутылкой в муку. Испекла шесть лепешек. Кроме того, дед утащил с завода горсть желатина, который там использовался в качестве столярного клея. Из него мы сварили желе. А мама принесла с работы плитку дуранды - прессованного жмыха, оставшегося после отжима из семян подсолнечного масла. Ее размочили и тоже пустили на лепешки, которые поджарили на строительной олифе. И вот в новогоднюю ночь наша семья накрыла роскошный стол. Каждому досталось по тридцать граммов хлеба, лепешка из дуранды, лепешка из овса, полтарелки желатина и стакан кипятка. Помню, что когда я умял все эти деликатесы и отвалился от стола, то сказал маме: «До чего же вкусно! Вот кончится война, я пирожные есть не буду, а лишь лепешки из дуранды».

ИХ ИМЕНАМИ НАЗВАНЫ

Улица Карбышева - от 1-го Муринского проспекта до площади Мужества. Бывшая Большая Спасская. 15 мая 1965 года ей присвоили имя Героя Советского Союза Дмитрия Карбышева.

В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра. В бессознательном состоянии он попал в плен. Немцы держали его во многих концлагерях. И везде он был одним из активных руководителей лагерного сопротивления. Неоднократно получал от немцев предложения о сотрудничестве, но каждый раз отказывался. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен, вместе с пятьюстами других заключенных его обливали водой на морозе до тех пор, пока он не умер. 16 августа 1946 года ему посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

Улица Александра Матросова - от Выборгской набережной до улицы Харченко. Современное название улицы появилось на карте города в 1952 году, когда в одну магистраль объединили бывшую улицу Батенина и Реймеровский переулок.

Рядовой Александр Матросов был бойцом элитного Шестого добровольческого стрелкового корпуса имени Сталина. 27 февраля 1943 года в бою близ деревни Чернушки под Великими Луками он совершил свой знаменитый подвиг.

Во время атаки вражеского опорного пункта советские солдаты попали под сильный огонь - три пулемета в дзотах прикрывали подступы к деревне. Двух пулеметчиков удалось ликвидировать, но третий продолжал обстреливать лощину перед деревней. Матросов подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, снова ожил. Тогда Матросов бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру.

Этот подвиг стал символом мужества и воинской доблести. 19 июня 1943 года Матросову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Аналогичные подвиги в войну совершили более четырехсот человек.

Улица Харченко - от 1-го Муринского проспекта до Диагональной улицы. 20 января 1969 года Антоновский переулок был переименован в улицу Харченко. В марте 1942 года Михаил Харченко возглавил охрану продовольственного обоза, который для осажденного Ленинграда собрали жители партизанского края в Псковской области. В блокадный город было доставлено около пятидесяти тонн продовольствия. За проявленное мужество участников обоза наградили орденами и медалями, а пулеметчик Михаил Харченко 8 апреля 1942 года был удостоен звания Героя Советского Союза. Пал смертью храбрых в бою 12 декабря 1942 года.

Улица Смолячкова - от Выборгской набережной до Лесного проспекта.

Получила свое название в декабре 1942 года. Феодосий Смолячков - снайпер 14-й отдельной мотострелковой разведывательной роты 13-й стрелковой дивизии 42-й армии. 29 октября 1941 года - в свой первый выход на позицию - Смолячков сразил трех гитлеровцев. Личный счет был открыт. К середине января 1942 года он стал непревзойденным асом: 126 раз нажимал он на спусковой крючок, уничтожил 125 фашистов. Он был инициатором боевого соревнования снайперов Ленинградского фронта. Успел подготовить десятерых приемников. Погиб 15 января 1942 года от пули немецкого снайпера. Смолячкову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ушковская улица - от Поклонногорской до Большой Озерной улицы. До 15 декабря 1952 года называлась Орлово-Денисовской. Названа в честь защитника Ленинграда, Героя Советского Союза Дмитрия Ушкова.

Стрелок 98-го полка 10-й стрелковой дивизии 23-й армии Ленинградского фронта Дмитрий Ушков неоднократно выполнял обязанности сапера, делая проходы на минном поле или проволочном заграждении. Трижды был ранен, но возвращался в строй. 13 июня 1944 года, когда на Карельском перешейке начались кровопролитные бои, при прорыве обороны войск противника у Мустоловских высот ефрейтор Ушков закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота.

21 июля 1944 года ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ушковская улица - единственная среди улиц, которым в декабре 1952 года присвоили имена Героев Великой Отечественной войны, названная не в форме родительного падежа.

Улица Грибалевой - от Литовской до Кантемировской улицы. Свое название получила в 1969 году. В январе 1943 года комсомолка Валентина Грибалева добровольно вступила в Советскую Армию. В учебном подразделении девушка овладела специальностью механика-водителя. Затем служила в 220-й отдельной танковой бригаде. Отважно сражалась в боях по снятию блокады Ленинграда, участвовала в наступлении на Карельском перешейке, в освобождении Эстонии и Польши. На своей боевой машине (она была водителем легкого Т-60, а затем мощного Т-34) девушка всегда одной из первых врывалась на огневые позиции врага. В феврале 1945 года в боях за город Кюстрин, который считался воротами Берлина, разгорелось ожесточенное сражение. Экипаж танка Грибалевой атаковал гитлеровцев, но тем удалось подбить машину. Валентина была тяжело ранена, но сражалась до последнего патрона… Ей было всего 25 лет.

Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

«125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам…»

Самым главным врагом ленинградцев был голод. Продовольствие с сентября 41-го в город не поступало, продуктов катастрофически не хватало. С 20 ноября горожане стали получать самую низкую норму хлеба за всю блокаду: 250 граммов - рабочим, 125 - служащим, детям и иждивенцам.

В начале ноября по заданию Смольного научная группа Лесотехнической академии под руководством профессора Василия Шаркова всего за одни сутки разработала метод гидролизной переработки технической целлюлозы в пищевую. Ее смешивали с мукой, что в разы увеличивало количество выпекаемых буханок. Благодаря этому изобретению от голодной смерти спаслись сотни тысяч ленинградцев.