Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+12°
Boom metrics
АВТОМОБИЛИ20 января 2010 22:00

Культурных водителей в Петербурге стало больше, но до идеала еще далеко

Издавна на дороге существовал свой этикет - этакая смесь из правил писаных и неписаных
Источник:kp.ru

Еще три-четыре десятка лет назад их знал каждый автомобилист и неукоснительно соблюдал. А теперь людей впору заново учить вежливости на дорогах.

Хорошие традиции

Существует масса определений, что такое вежливый водитель. Но большинство автолюбителей сходятся в трех моментах. Первое - это человек, соблюдающий Правила дорожного движения. Второе - он не создает помех другим. И третье - его действия предсказуемы и понятны окружающим. Все остальное - следствия.

У председателя отделения Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленобласти Владимира Первашова к водительской вежливости отношение особое - он по ней ностальгирует, наверное, сильнее, чем другие. Шутка ли - больше полувека за рулем, на его глазах менялись не только модели машин, но и нравы на дороге. Причем вторые, увы, не в лучшую сторону.

- Вот скажите, традиция - это хорошо или плохо? - размышляет он. - Вежливость - это хорошая традиция, которая должна преумножаться и передаваться от старшего поколения младшему.

Раньше, конечно, было проще: автомобилей мало, каждый шофер на виду. Прославился хамством - сам же и пожалеешь. А мстить водители умели всегда, особенно дальнобойщики. Да и сейчас они не прочь проучить на трассе какого-нибудь совсем уж «отмороженного» гражданина: могут и в коробочку невоспитанного товарища взять, и на обочину выдавить, да и просто нервы потрепать.

- Должен сказать, что за последние год-два водители стали вежливее - например, начали уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых перекрестках и переходах, - говорит Первашов. - Многие притормаживают, когда кто-то хочет встроиться в поток из боковой улочки. А в ответ им или аварийкой поморгают, или рукой махнут - тоже приятно. Хотя есть и те, кто мчится из левого ряда в правый наискосок и даже не включает поворотник. Вот такие традиции нам не нужны.

Братства уже нет

- Главный показатель вежливости водителя - это как он относится к пешеходам, - считает Первашов. - В непогоду он всегда притормозит перед лужей, чтобы не обрызгать людей с ног до головы. На перекрестке пропустит их, не станет им гудеть, когда они переходят дорогу. Правда, все это одними лозунгами не прививается.

И правда, к промывке мозгов у россиян выработался иммунитет. То ли дело объективная статистика. За последние годы количество ДТП в Петербурге снизилось. И в это же время буквально все отмечают, что водители стали учтивее, корректнее. Неужто просто совпадение?

- За последние десять лет ни один член Всероссийского общества автомобилистов не погиб в авариях и не был осужден за ДТП, повлекшие тяжкие последствия, - не без гордости заявил Первашов. - Нравится такой показатель?

Да, похоже, что не совпадение.

- А скоро мы обратимся ко всем водителям с почином, - пообещал главный автомобилист Северной столицы. - Весной начнем акцию «Петербург - город безопасного движения и вежливых водителей».

Примером для подражания станут традиции прежних лет, когда водители представляли собой настоящее братство и всегда приходили друг другу на выручку.

- Когда что-то случалось на дороге, достаточно было поднять руку - и сразу кто-то останавливался, - вспоминает Первашов. - И бензином делились, если до заправки не хватило, и на буксир брали. О деньгах за это никто и не заикался: сегодня ты помог, завтра тебе помогли. Сейчас мчатся сотни машин, и редко кто остановится, чтобы выручить товарища. Братства уже нет.

Самые-самые - женщины

- Мы специальные исследования не проводили, но, по моим наблюдениям, самые вежливые водители - женщины, - говорит Владимир Первашов. - И еще старшее поколение. А самые хамы - коротко стриженные пацаны на дорогих иномарках. Эти и пропускают редко, и подрезают, и поворотники не включают. Из окон на дорогу летит что угодно. Ладо бы только пепел от сигарет - там и пачки выбрасывают, и банки из-под пива. А это ведь тоже элемент культуры горожан. Вежливость - это и как ты едешь, и как ты к другим участникам движения относишься, и даже как паркуешься. Криво поставить машину или занять сразу несколько мест - неприлично.

Возможно, нынешние дети станут вести себя на дорогах лучше своих родителей. С ними сейчас постоянно занимаются и сотрудники ГИБДД, и те же члены обществ автомобилистов.

- Когда мы в школах проводим соревнования и конкурсы, дети просто в восторге, - смеется Первашов. - А главное, эффект виден. Буквально на днях стою на перекрестке, горит красный свет, а бабушка тянет внука переходить дорогу. Но тот уперся и не идет - ну ни в какую. Зеленого, говорит, ждать буду. Я думаю, если их с малых лет так воспитать, это останется на всю жизнь.

Приятно быть приличным человеком

Хотя вежливость начала возвращаться на петербургские улицы, до идеала еще очень далеко. Корректных водителей стало больше, но пока еще не все поняли, что дает предупредительность на дороге

- Когда вы находитесь в обществе приличных людей и чувствуете, что и сами ничем не хуже них, это приятно, - объясняет автоинструктор Сергей Пономарев. - Также и на дороге. Действия всех вокруг вам абсолютно понятны, никто вас не подрезает, не затевает странных перестроений, не сигналит не по делу, у вас есть время среагировать на любое изменение ситуации - лично я от такой езды получаю кайф. Вам надо перестроиться для поворота, вы включили поворотник, вас пропустили, вы мигнули в знак благодарности аварийкой - и, честное слово, чувствуешь себя приличным человеком в окружении таких же достойных людей.

- Мне кажется, у такого прогресса несколько причин, - размышляет Первашов. - Во-первых, сыграли свою роль ужесточения по линии ГИБДД: выросли штрафы. Во-вторых, многие стали бывать за границей и видят, как ездят там. Это хороший пример. Кстати, что-то подобное было и во времена СССР: когда люди возвращались из Белоруссии или Прибалтики, они всегда восхищались, какие там вежливые водители.

ЗВЕЗДЫ ЗА РУЛЕМ

Ирина Мазуркевич, народная артистка России, водитель с 25-летним стажем:

- Мне очень нравится привычка благодарить аварийкой. Мне кажется, что многие специально пропускают других вперед, чтобы увидеть этот сигнал. Но самая большая проблема до сих пор - это перекресток. Водители выезжают на него, когда он и так забит, - из-за этого пробок становится только больше. Или стоишь, когда надо повернуть налево, ждешь - уже и зеленый мигает, и даже желтый загорается, а по другой полосе водители все равно летят прямо. Видят, что другим надо успеть повернуть, и все равно едут.

Мужчины, конечно, ругают женщин, мол, они водят плохо. Но я давно за рулем, и скажу: среди сильного пола тех, кто водит ужасно, ничуть не меньше. А если человек по жизни хам, то и став водителем, он будет хамом.

ЭТИКЕТ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ

Вежливыми могут быть не только водители, но и пешеходы. Для них тоже есть правила хорошего тона:

- по возможности ходите только по тротуарам и пешеходным переходам

- если вы вынуждены идти по проезжей части, уступайте дорогу автомобилям

- когда включился зеленый свет, не спешите переходить дорогу: дайте уехать с перекрестка машинам, которые не успели это сделать

- ждите зеленый сигнал светофора на тротуаре. Даже совсем чуть-чуть выйдя на проезжую часть, вы создаете помеху водителям, особенно тем, кто поворачивает

- переходите дорогу без остановок. Если вы вдруг встанете, водители решат, что вы уступаете им дорогу, и начнут движение.

- в вечернее время надевайте на одежду или прикрепляйте к сумке светоотражающие элементы. Так вас будет легче заметить в темноте

- на регулируемых пешеходных переходах, где пешеход сам переключает светофор нажатием кнопки, не устраивайте «красную блокаду» машинам: если вы не успели перейти дорогу с предыдущей группой людей и перед вами загорелся красный свет, не жмите кнопку сразу. Подождите минутку, чтобы скопившиеся машины смогли уехать

- благодарите водителя, пропустившего вас, кивком головы или поднятой вверх открытой ладонью.

СТАТИСТИКА

Аварии идут на спад

В 2009 году в Петербурге было на десять процентов меньше ДТП, чем в 2008-м.

ГИБДД Северной столицы подвела итоги ушедшего года. Они внушают оптимизм. Снова можно говорить о снижении числа аварий, а как следствие - и количества погибших и раненых.

Тройка самых опасных районов не меняется: это Выборгский, Невский и Приморский. А самый безаварийный - город Ломоносов. Там второй год подряд не зарегистрировано ни одного ДТП.

ВАЖНО!

Неписаные правила улиц

Если вы - вежливый водитель:

- неукоснительно соблюдайте ПДД

- держите дистанцию. Не подъезжайте вплотную к едущей впереди машине, требуя, чтобы она пропустила вас вперед

- останавливайтесь на светофоре перед стоп-линией. Лучше, если за нее не высовывается даже бампер

- на трассе перед обгоном мигните дальним светом - это сигнал едущим впереди машинам

- если вы хотите кого-то обогнать, но плохо видите, можно ли это сделать безопасно, попросите помощи у едущей впереди машины. Для этого просто включите левый поворотник. Соответственно, если вы видите, что кто-то едет за вами и мигает левым, подскажите коллеге: включите левый поворотник (как будто вы хотите перекрыть заднему путь), если обгонять пока опасно, и правый (как будто вы высвобождаете дорогу) - если встречная полоса впереди свободна. Кстати, если конструкция трассы позволяет хотя бы немного сдвинуться вправо, непременно сделайте это

- на плохо освещенной загородной трассе не слепите встречный транспорт дальним светом. Но и ехать все время с ближним не стоит: тогда тем, кто хочет вас обогнать, не видно дорогу перед вами. Подсветите им путь

- при плотном движении пропускайте тех, кто пытается встроиться в поток из боковых улиц, дворов

- включайте ближний свет в любое время суток - так вы становитесь намного заметнее

- если у кого-то спустило колесо, подскажите водителю: опишите рукой круг, а затем покажите вниз

- когда вас обгоняет автобус или фура, сообщите их водителю, когда он полностью вас опередил и может безопасно встроиться в ваш ряд. Для этого надо мигнуть дальним светом

- если ваша скорость на трассе ниже разрешенной, а обогнать вас сложно (например, дорога узкая), периодически съезжайте на обочину, чтобы пропустить задних. Никогда не собирайте за собой «хвост»

- не применяйте звуковые сигналы, кроме как для предотвращения ДТП. Не гудите тем, кто, по вашему мнению, едет недостаточно хорошо или медленно. Возможно, это новичок, и тогда ваши сигналы могут спровоцировать аварию

- если есть возможность ехать в правом ряду, не занимайте левый. Оставьте его для обгонов и проезда автомобилей скорой помощи, пожарных и милиции

- всегда благодарите тех, кто вам помог, кратковременным включением аварийных сигналов или подъемом над рулем открытой ладони.

ЧТО СЧИТАЕТСЯ ХАМСТВОМ

- парковаться вторым рядом даже на короткое время

- проезжать лужи на большой скорости, обдавая всех брызгами

- не пропускать пешеходов и велосипедистов

- подрезать другие машины

- в пробке выезжать на занятый перекресток и перегораживать боковые выезды

- объезжать затор по обочине

- долго стоять под чьими-нибудь окнами с включенным двигателем

- парковаться, занимая сразу несколько мест

- перестраиваться, не включая поворотник.