Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+9°
Boom metrics
Общество9 августа 2009 22:00

Петербургские кафе и рестораны остаются без клиентов

Выручка заведений общепита в Северной столице упала на сорок процентов. Так говорит всезнающая статистика
Источник:kp.ru

В летние месяцы рестораны и кафе Петербурга всегда жировали: в город съезжались сотни тысяч туристов и за три месяца приносили рестораторам колоссальные прибыли. Но в этом году что-то случилось: залы кафешек стоят полупустые. Хотя, что тут непонятного, - кризис.

- У нас оборот упал чуть меньше, чем у других, но тоже ощутимо - процентов на 20-30, - пожаловался директор одного из петербургских ресторанов Владимир Малафеев. - Видимо, народ предпочитает экономить на наших услугах.

Еще в январе питерцы стали меньше ходить в общепит. Вместо бизнес-ланчей в кафе офисные работники стали таскать из дома бутерброды - так дешевле. Традиционные пятничные посиделки из пивбаров и клубов переместились в служебные кабинеты, а дни рождения и прочие праздники питерцы стали по старинке отмечать дома.

Рестораторы очень надеялись на лето: вот начнутся отпуска, в Питер приедут туристы, которые денег не считают. И ошиблись. Никакого притока не случилось.

- В высокий сезон мы обычно жили богато, а сейчас еле сводим концы с концами, - сокрушается администратор одного из кафе на Невском проспекте Андрей. - Иностранцы к нам сейчас, конечно, заходят, но почему-то не так активно, как в прошлом году. Ума не приложу, что у них там случилось. Деньги на заграничную поездку есть, а на «покушать» разве нет?

- Во-первых, туристов стало намного меньше, - объясняет менеджер турфирмы Надежда Колотилова. - А во-вторых, народ ест там, где дешевле. Раньше им было без разницы, где питаться, - мы заказывали обеды и ужины или поближе к отелю, или по экскурсионному маршруту. Теперь же выбираем по ценам. Обычно туристы предпочитают есть за городом или в сетевых ресторанах - «Елки-Палки», «Теремок», «У Емели» и подобных. Там сравнительно недорого и быстро.

- Я в этом году ни разу не возил туристов в рестораны внутри города, - рассказывает водитель автобуса, обслуживающего пассажиров круизных судов, Сергей. - Они едят только за городом, по пути в Пушкин и Павловск. Там дешевле.

Между тем, несмотря на падение спроса, стоимость блюд в общепите не снижается. И даже наоборот - растет.

- Закупочные цены на продукты неуклонно ползут вверх, - объясняет Владимир Малафеев. - Соответственно дорожают и наши блюда.

Не все заведения общепита потеряли клиентов. Кое-где выручка даже увеличилась. Но в среднем падение спроса на услуги ресторанов и кафе составило сорок процентов.

Элит-класс

В них стало примерно на 10 процентов меньше клиентов. Богатые люди экономят на еде в последнюю очередь.

- Они ходят реже, не потому что денег жалко, а потому что времени из-за кризиса не стало, - говорит администратор дорогого заведения Марина. - Ужинать приходят только постоянные клиенты или приезжие. Бизнес-встречи назначают у нас так же часто, как и раньше. А жены богатых людей ходят к нам, как всегда. Для них кризиса нет.

Средний класс

Тут выручка упала на 30-50 процентов. Залы заполняются только по пятницам и субботам и то не битком.

- У нас еще более-менее нормально: вживую играют джаз- и фанк-группы, завсегдатаи на них приходят, - рассказывает официантка Света. - Но блюд заказывают меньше и выбирают подешевле. Иногда вообще берут только пиво, хотя в прошлом году эти же клиенты у нас плотно ужинали. Пришлось даже увеличить плату за вход - было 60 рублей, стало 200. Хорошую музыку люди все равно хотят слушать.

Пивбары

Падение выручки - около 20 процентов.

- По пятницам у нас полно народу. А сегодня - сами видите, четыре человека сидят. - Показал на единственный занятый столик бармен Алексей Сиротин.

Сетевые рестораны

В заведениях восточной кухни и суши-барах клиентов стало на 25-40 процентов меньше. В ресторанах русской и европейской кухни, наоборот, - на 5-10 процентов больше.

Фастфуд

Рост выручки 5-10 процентов. Причина проста: там кормят дешевле и быстрее всего.

Кофейни, чайные, кондитерские

Падение выручки самое сильное: на 40-60 процентов. И народу там стало меньше, и заказывают клиенты скромнее.

- Раньше часто брали кофе и десерт, теперь только кофе, - говорит официантка Аня. - Дорогие сорта почти не пьют. Иногда вообще заказывают один чайник чая на двоих-троих - и все.

Комментарий шеф-повара

Президент гильдии шеф-поваров Петербурга Илья ЛАЗЕРСОН:

- Я в некотором смысле противник ресторанов, их антипод. Не всегда получается туда сходить: денег нет, добираться лень. Да мало ли еще что! А ведь можно закатить первоклассную вечеринку у себя дома и при этом порадовать гостей первоклассными угощениями. Народ это понимает и стройными рядами идет записываться на кулинарные курсы. Если жарить, печь или варить умеючи, то можно тратить на это совсем мало времени и не пачкать много посуды. Ну и, кроме того, готовить дома - очень выгодно!