Но в Северной столице продолжает работать еще несколько сомнительных компаний.
Машины продал, но не отдал
Неприятная история с автомобильно-финансовой пирамидой удивила петербуржцев, ведь фирма «Фаст Мотор» работает в городе уже 10 лет. До кризиса клиенты компании исправно получали купленные машины. Петербургский дилер погорел на том, что взял от покупателей деньги, а в банк их не перечислил. В итоге фирма была признана банкротом, деньги исчезли, а около 70 покупателей остались без своих авто.
Скорее всего, «Фаст Мотор» перед кризисом набрал кредитов, но не рассчитал свои силы и не смог расплатиться с долгами. Более того, в прокуратуре Петербурга подозревают, что, почувствовав неладное, компания вообще не собиралась продавать машины покупателям, а деньги присваивала себе.
Специалисты поговаривают, что по такой же схеме работает добрая половина автодилеров Петербурга! Это значит, что в ближайшем будущем, особенно если Петербург накроет вторая волна кризиса, любой, кто торгует машинами в кредит, может обанкротиться.
Тоже дольщики
Впрочем, подобные лохотроны заработали не только в Петербурге. В Москве уже состоялся шумный митинг обманутых покупателей. Их даже окрестили «автодольщиками». В Северной столице тоже прошла акция протеста - люди требовали отдать им купленные машины. Однако они вряд ли их получат: иски к «Фаст Мотор» подали не только частные лица, но и банки - ведь пока им не вернули полную сумму кредита, авто остаются у них в залоге. Они-то и будут иметь преимущество перед обычными покупателями. Хотя подобная система и противоречит здравому смыслу: если граждане не обязаны знать, какая фирма добропорядочная, а с какой лучше дел не иметь, то банки всегда имеют точное представление о компаниях, с которыми работают. Для этого у них есть соответствующие службы.
Уголовное дело пока возбудили только против руководителей «Фаст Мотор». Хотя эксперты предупреждают: потенциальных пирамид, да и просто автомобильных лохотронов в Петербурге полно. Пару месяцев назад юридическая служба Союза потребителей России разослала письмо, в котором предупредила: в городе уже долгое время работают компании, законно зарегистрированные, но обманывающие своих покупателей. Просто, после того как деньги собраны, фирма «продается» и оформляется на бомжей. После этого ей уже не страшны никакие суды, потому что взять с такого «юридического лица» нечего. Так что у каждого покупателя автомобиля есть риск остаться без машины.
Еще одна тенденция последнего времени: после того как покупатель внес залог за машину, цена вдруг резко возрастает. И человек узнает об этом только когда приезжает с остальными деньгами забирать автомобиль.
- Недобросовестные продавцы охотно пользуются юридической безграмотностью покупателей, - сетует адвокат Андрей Привалов. - Так бывало и до кризиса, но сейчас жулики активизировались. В прессе и по телевидению юристы неоднократно предупреждали: будьте внимательны при оформлении документов! Но народ все равно клюет на низкую цену. Что делать? Обращаться в Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Чем больше будет жалоб, тем больше шансов, что жулики попадут в поле зрения правоохранительных органов.
НА ЗАМЕТКУ
Согласно информационному письму юридической службы Союза потребителей России от 26.01.2009 г. № ИП-211/09 на эти компании поступило много жалоб от петербуржцев:
- «Вертикаль»
- «Автомир»
- «Альянс»
- «Автолэнд плюс»
- «Стандарт»
БДИ!
Будьте внимательны, если:
- вам не дают изучить договор
- не разрешают до подписания договора взять с собой его копию, чтобы посоветоваться с юристом
- торопят с подписанием, утверждая, что на автомобиль есть другой претендент
- если не разрешают обсудить условия договора с друзьями, которые пришли с вами, например, под предлогом того, что контракт - это конфиденциальная информация
- вам не могут четко рассчитать суммы взносов за автомобиль
- заявка на кредит заполнена не на тот автомобиль, который вы намереваетесь купить, или в нем указана другая цена
- информация о цене авто указана только прописью или только цифрами
- если договор составляется в единственном экземпляре, который остается у продавца. При этом покупателю могут выдать дополнительные копии, в которых могут быть написаны совсем иные условия покупк
- вас пытаются убедить, что вы получаете автомобиль практически даром
- навязывают дополнительное оборудование. При этом в предварительном наряд-заказе не указан исполнитель. Или мелким шрифтом прописана цена одного нормо-часа работ, которая часто сильно завышена
- предлагают подписать договор задатка как бы в подтверждение серьезности намерений покупателя. Но такую сделку без заключения договора купли-продажи расценивается как аванс, который возврату не подлежит.
>>>Читайте письмо Союза Потребителей автомобилистам>>>